29 марта, 2024

Археологи развенчали миф о шлемах с бычьими рогами, которые являлись «визитной карточкой» викингов

02 марта, 2022, 10:46

Группа археологов из Университета Орхуса заявила, что шлемы викингов с бычьими рогами принадлежали вождям племен бронзового века. Это был очень важный политический и сакральный символ. Новое исследование опубликовали в немецком «Доисторическом журнале» (Praehistorische Zeitschrift).

Руководитель исследовательской группы Хелле Ваннкилле (Helle Vandkilde), профессор археологии в Университете Орхуса, отметила, что проведенное исследование датирует шлемы из Виксё — небольшого городка в нескольких километрах к северо-западу от Копенгагена — примерно 900 годом до н. э.

По словам старшего научного сотрудника Национального музея Дании доктора Флемминга Кауля (Flemming Kaul), новые данные исследователи получили благодаря сотрудничеству археологов, которые специализируются в разных областях.

Интересно, что шлемы из Виксё датируются конкретным периодом бронзового века — временем примерно 900 года до н. э., который также известен как Период V по классификации Оскара Монтелиуса.

Эта научная работа стала первым систематическим исследованием, в котором рогатые существа из Скандинавии были сопоставлены с аналогами из средиземноморских культур. Ученые хотели установить связь между ними. И похоже, она действительно есть.

Хелле Ваннкилле отметила, что они встречаются в Скандинавии, Сардинии и на юго-западе Испании, то есть во всех 3-х регионах. Причем датируются одним периодом — между 1000 и 750 годами до н. э. Это почти за 2 тысячи лет до эпохи викингов, с которой долгие годы ассоциировали шлемы, похожие на находки из Виксё. В популярных легендах викинги носят рогатые шлемы, но на самом деле это явление бронзового века.

Викинги в рогатых шлемах — это популярный образ, но он не имеет ничего общего с археологическими данными, добавил Флемминг Кауль.

Еще во времена Второй мировой войны – в 1942 году – два шлема нашли в болоте неподалеку от Виксё в нескольких километрах к северо-западу от Копенгагена. По их внешнему виду археологи решили, что они относятся к бронзовому веку (от 1750 до 500 года до н. э.). Однако более точная датировка, относящая находки к 900 году до н.э., была проведена совсем недавно.

На данный момент населенный пункт, где обнаружили шлемы, называется не Виксё, а Вексё, поэтому находки в ряде случаев называют «шлемами Вексё».

С эпохой викингов в поп-культуре ассоциируют не только шлемы из Виксё. Когда в XIX веке изучали шведские петроглифы с изображениями кораблей, они решили, что это корабли викингов, символ их подвигов. Поэтому к эпохе викингов относили не только шлемы, но также старинные музыкальные инструменты луры, и эти наскальные изображения. Однако и они датируются бронзовым веком, пояснил Флемминг Кауль.

Шлемы из Виксё можно увидеть в собрании находок бронзового века в Национальном музее Дании. Они выставлены там вместе с большим количеством других ценностей.

Популярная культура живет своей жизнью, и с этим ничего не сделать. Все это уже закрепилось за викингами, но ученые хотят показать, что бронзовый век был намного интереснее эпохи викингов.

Ранее международная группа археологов обнаружила в Александрии (Египет) 16 мумий. Все они были найдены в храме Тапосирис Магна, который возвели в честь богов Осириса и Исида.