29 марта, 2024

Высокотоксичные вещества обнаружили ученые в домашней пыли

17 ноября, 2019, 9:51

В ходе многолетнего исследования выяснили, что домашняя пыль, содержащая продукты жизнедеятельности микробов.

Вещество фузарицидин, выделяемое микробами, которые обитают в домашней пыли, токсично для всех млекопитающих.

Фузарицидины – это природные липопептиды, которые производятся бактериями Paenibacillus polymyxa, живущими в почве. Они являются естественными антибиотиками, поэтому их применяют для защиты сельхозкультур от фитопатогенов, пишет РИА Новости.

Интерес у ученых к соединениям типа фузарицидина возник в связи с проблемой создания антибактериальных средств нового поколения. Дело в том, что патогенные микроорганизмы, против которых когда-то были разработаны антибиотики, со временем приспосабливаются и вырабатывают все новые ферменты. Что в свою очередь грозит появлением панрезистентных штаммов, которые устойчивы ко всем известным антибиотикам. Эти бактерии способны вызвать планетарные эпидемии.

В настоящее время ученые всего мира работают над созданием новых антибиотиков для борьбы с устойчивыми штаммами. Фузарицидин, эффективный против многих патогенных грибов, дрожжей и грамположительных бактерий, считается перспективным.

Ученые решили выяснить механизм действия фузарицидина на человека и животных. Выяснилось, что фузарицидины и родственные им соединения высокотоксичны для клеток всех млекопитающих. Механизм их действия связан с образованием пор в поляризованных (заряженных) мембранах клетки – например, в плазматической или внутренней мембране митохондрий.

«Положительно заряженный гуанидиновый остаток на конце гибкого липидного хвоста молекул фузарицидинов является локомотивом, который втаскивает аминокислотное кольцо в заряженную мембрану, где и образуется пора. Сходные по строению, но лишенные положительного заряда на хвосте соединения (типа антибиотика полимиксина B) обладают в сотни раз меньшей токсичностью по отношению к клеткам млекопитающих», отмечает старший научный сотрудник института и один из авторов исследования Алексей Круглов.

Ранее сообщалось, что финские ученые в ходе многолетнего исследования выяснили, что домашняя пыль, содержащая продукты жизнедеятельности микробов, при длительном воздействии может вызывать самые разные патологии. Исследователи отмечали, что наибольшую опасность представляют ветхие здания с повышенной влажностью – в них ученые наблюдали повышенный уровень заболеваемости людей и гибель сельскохозяйственных животных. Анализ образцов пыли с пола и стен зданий показал, что в них содержится фузарицидин.

Теперь учетные уверены, что после таких результатов вряд ли можно рассматривать фузарицидин в качестве перспективного антибиотика для лечения людей и животных. Кроме того, эти данные могут поставить крест на использовании фузарицидин-продуцирующих микроорганизмов для защиты сельскохозяйственных культур.

Ранее сообщалось, что причиной возникновения различных опасных инфекционных заболеваний может стать кухонная губка для мытья посуды.