19 апреля, 2024

Британские ученые разгадали принцип работы древнегреческого компьютера

12 марта, 2021, 15:58
Речь об Антикитерском механизме, возраст которого превышает две тысячи лет.
Ученые из Великобритании смогли расшифровать принцип работы зубчатой передачи Антикитерского механизма — знаменитого древнегреческого устройства, использовавшегося для предсказания астрономических событий. Соответствующее исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Антикитерский механизм, который принято считать первым в мире аналоговым современных компьютеров, — наиболее сложное инженерное изобретение, сохранившееся от древнего мира. Его возраст превышает 2 тысячи лет. Механизм нашли в 1900 году на месте кораблекрушения возле острова Антикитера, в честь которого он и был назван.

Механизм представляет комбинацию из 30 бронзовых шестеренок. Он позволял учеными предсказывать положение Солнца и планет, а также фазы Луны, лунные и солнечные затмения и даже даты предстоящих Олимпийских игр.

Специалистам из Университетского колледжа Лондона не только удалось разгадать эту загадку, но и разработать действующую модель данного механизма. Сам обнаруженный механизм сохранился примерно на треть: уцелело 82 фрагмента. Один из них представлен диском, шестерней с 63 зубьями и пластиной.

По самому большому из них ученые составили представление об особенностях подшипников, столбов и блоков. Однако ключом к разгадке являлись надписи, которые были выгравированы на внутренних поверхностях механизма. Их прочли еще в 2005 году с помощью метода трехмерного рентгеновского изображения.

Данные надписи включают описание космоса в том виде, в котором его представляли древние греки. Внимание авторов работы привлекли два числа — 462 и 442 года, точно совпадающие с циклами Венеры и Сатурна.

Специалисты применили древнегреческий математический метод, который был описан философом Парменидом, и в итоге получили не только циклы Венеры, Сатурна и всех других планет, но и разгадали принцип, по которому работал древнегреческий компьютер. Ключевым моментом в исследовании являлось сопоставление 462-летнего планетарного периода Венеры с 63-зубчатым колесом.

После ученые разработали инновационный механизм с минимумом шестеренок, который может рассчитывать точные астрономические циклы.

Ранее испанские, немецкие и португальские ученые создали гипотетическую модель кротовой норы — аналога предполагаемого пространственно-временного туннеля, который не запрашивает для существования наличия экзотического состояния вещества. Физики из США в свою очередь выявили, какими именно параметрами должна обладать подобная структура, чтобы сквозь нее мог пройти человек.