15 февраля, 2021, 15:50
Обновлено 15:50

Настоящей причиной гибели динозавров могла быть комета

Ученые Гарвардского университета выдвинули новую сенсационную гипотезу.

Мария Чумак
Настоящей причиной гибели динозавров могла быть комета
Астрофизики из США рассчитали, какой именно объект столкнулся с нашей планетой в самом конце мелового периода и спровоцировал глобальную катастрофу, которая стала причиной вымирания динозавров — тогда погибли около ¾ всего живого, что находилось тогда на Земле.

Ученые уверены — это, что был совсем не астероид, а всего лишь обломок длиннопериодической кометы, относящейся к объему облака Оорта, находящегося на периферии Солнечной системы. Итоги исследования уже опубликованы в издании Scientific Reports.

Новая гипотеза астрофизиков объясняет природу происхождения ударного объекта, приведшего к образованию кратера Чиксулуб у побережья Мексики.

Диаметр углубления 180 километров и первоначальной глубиной до 20 километров. До этого было принято считать, что астероид, размер которых равен нескольким десяткам километров.

— На протяжении всего этого времени мы не знали, откуда именно это небесное тело прилетело, — рассказали ученые. — С помощью статистического анализа и гравитационного моделирования у нас получилось доказать тот факт, что на самом деле это была самая настоящая комета, которую сбило гравитационным полем Юпитера, после чего она направилась к Солнцу. Сила последнего разорвала его, после чего один из осколков столкнулся с Землей.

Астрофизик Амир Сирадж сравнил Юпитер с автоматом для игры в пинбол.

— Именно он как бы бросает входящие долгопериодические кометы на орбиты, приближающие их непосредственно к Солнцу.

Кометы таких длинных периодов, которым необходимо почти 200 лет для вращения по орбите вокруг Солнца, будут сталкиваться с нашей планетой раз в 250-730 миллионов лет, что в 10 раз чаще, чем было принято считать до этого.

Моделирование уже показало, что около 20% долгопериодических комет полностью рушатся во внутренней части Солнечной системы из-за солнечного гравитационного притяжения.

— Разрушение случается не из-за таяния, съедающего только незначительную часть массы кометы, а из-за сил прилива, — рассказал Сирадж. — Та часть кометы, которая ближе к Солнцу, испытывает на себе более интенсивное притяжение от гравитации, происходит этакое приливное разрушение. Именно поэтому большие кометы, которые подходят очень близко к Солнцу, распадаются на более мелкие. Так появляется статистическая возможность того, что кометы меньшего размера столкнутся с Землей.

При этом, новая гипотеза в полной мере объясняет и состав ударного тела.

Все необходимые доказательства, которые были найдены в кратере Чиксулуб и иных подобных кратерах, подразумевают, что объекты, породившие их, обладали достаточно примитивным составом, который соответствовал бы углистым хондритам.

Только 1/10 часть астероидов, которая расположена между орбитами юпитерианской и марсианской орбитами, обладают особым составом, в то время как долгопериодические кометы состоят из углистых хондритов.

Специалисты из PNAS считают, что причиной гибели динозавров могло стать массовое извержение вулканов, также изменившее климат планеты.

Ученые создали специальные модели, которые помогли исследовать эти теории. На данный момент наверняка известно, что среда обитания оставалась комфортной для динозавров до того момента, пока не завершился меловой период. По словам исследователей, извержения вулканов было недостаточно для вымирания ящеров. Ученые считают, что главным фактором, повлиявшим на изменение атмосферы, стал метеорит, который оставил след и превратился в кратер Чикшулуб на полуострове Юкатан.