23 апреля, 2024

Ученые объяснили, почему люди чувствуют чей-то взгляд, даже если никого не видят

02 января, 2021, 17:46
Ощущать на себе посторонние взгляды также могут некоторые млекопитающие.
Группа ученых выяснила, откуда у людей появилась способность чувствовать, что на них кто-то смотрит, даже если они никого не видят. Специалисты назвали ее «системой обнаружения взгляда». Феномен существует благодаря сложной нейронной сети в мозге, сообщает Psychology Today. Соответствующее исследование опубликовано в журнале PNAS.

По словам авторов работы, ощущать на себе посторонние взгляды могут не только люди, но и млекопитающие. При этом у людей данная система работает точнее, чем у представителей животного мира. У человека открыта склера — белая часть глаза, которая окружает зрачок, помогающая быстро распознавать направление взглядов друг друга. Люди улавливают чужой взгляд периферийным зрением, однако оно не во всех случаях позволяет разглядеть глаза.

В случае, когда объект сильно отклонен от точки фиксации взгляда, удается распознать только положение головы и тела смотрящего или прочие «подсказки», которые как раз и помогают понять направленность взгляда человека.

Помимо этого, мозг в виду чрезмерной осторожности может делать ошибаться, то есть вызывать «чувство чужого взгляда», даже если присутствуют сомнения, пояснили ученые.

Они добавили, что если смотрящий хотя бы на пару секунд отведет взгляд в сторону, то у человека, к которому он был прикован, пропадет это неприятное чувство.

Группа ученых из финского Университета Турку определила нейронные механизмы, которые являются основой эмоциональный реакций на музыку. В научной работе приняли участие 102 добровольца, мозг которых сканировался во время прослушивания плейлистов. Исследователи применили функциональную магнитно-резонансную томографию (ФМРТ) для проведения своего эксперимента.