25 апреля, 2024

Финские ученые расшифровали, как музыка вызывает эмоции

29 декабря, 2020, 16:09
Исследователи использовали только инструментальные треки.
Группа ученых из финского Университета Турку определила нейронные механизмы, которые являются основой эмоциональный реакций на музыку. В научной работе приняли участие 102 добровольца, мозг которых сканировался во время прослушивания плейлистов. Исследователи применили функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) для проведения своего эксперимента. Результаты исследования опубликованы на официальном сайте учреждения.

Алгоритм машинного обучения помог ученым отобразить области мозга, активирующиеся в момент, когда эмоции, вызванные определенной музыкой, начинают отделяться друг от друга.

Научный сотрудник университета Веса Путкинен отметил, что специалистам удалось точно определить, слушал ли человек веселую или грустную музыку, основываясь на активации слуховой и моторной коры.

Именно эти области мозга способны обрабатывать акустические элементы музыкального произведения, например, ритм и мелодию. Активация моторной коры проявляется в момент, когда музыка вызывает внутри человека ощущение движения. При этом сам он не двигается во время прослушивания ритмичного трека.

На фоне полученных результатов ученые решили выяснить, каким образом человеческий мозг реагирует на просмотр фильмов или видео. Оказалось, что кинематограф способен активировать более глубокие отделы мозга, которые отвечают за регулировку эмоций в контексте реальных ситуаций из жизни. Во время прослушивания музыки такого процесса в мозге испытуемых исследователи не отмечали.

Специалисты считают, что такая тенденция может быть связана с тем, что фильмам удается более реалистично копировать настоящие события, вызывающие эмоции с помощью «врожденного» механизма. Эмоции, вызванные прослушиванием определенных мелодий, по большей части являются свидетельством воздействия акустических характеристик самой музыки. Человек ощущает не только культурное влияние, но и воздействие своей личной истории, которая может быть связана с той или иной песней, утверждают эксперты.

«В своем исследовании мы планировали использовать только инструментальную музыку, чтобы сами тексты песен не оказывали ключевого влияния на эмоции участников эксперимента. Однако мы решили включить в перечень музыку к фильмам и песни, написанные гитаристом-виртуозом Ингви Дж. Мальмстином», — уточнил Путкинен.

Ранее ученые выяснили, что прослушивание музыки Моцарта помогает при эпилепсии. Специалисты попытались узнать, как классическая музыка влияет на здоровье человека.