08 декабря, 2020, 10:43
Обновлено 10:43

Чай может подавлять активность частиц коронавируса COVID-19

Ученые обнаружили, что средства народной медицины тоже могут помочь.

Михаил Новиков
Чай может подавлять активность частиц коронавируса COVID-19
Японский производитель чая Ito En профинансировал научное исследование, в рамках которого ученые установили влияние черного и зеленого чая на коронавирус нового типа. Предварительные результаты работы опубликованы в научной электронной библиотеке bioRxiv.

С самого начала пандемии параллельно с разработкой новых лекарств исследовали изучали влияние существующих противовирусных препаратов на новую инфекцию. Лекарства, разработанные для борьбы с гепатитом С и Эболой продемонстрировали способность замедлять размножение SARS-CoV-2.

Группа биологов из Японии под руководством профессора медицинского университета Киото Осама Мазды обнаружили, что средства народной медицины тоже способны бороться с вирусом. Так, чай содержит летучие вещества, которые теоретически способны не только взаимодействовать с вирусом напрямую, но и усиливать сопротивление организма инфекции и воспалению.

В рамках эксперимента ученые поместили в одну среду экстракты чайных листьев и вирус; параллельно чаем обработали культуры клеток, зараженных SARS-CoV-2. Опыт показал, что черный чай практически полностью нейтрализует частицы вируса, а китайский улун и японский ходзитя существенно замедляют распространение инфекции на клеточном уровне. Однако из этого не следует, что употребление чая способно излечить организм от заражения.

Следующий опыт был призван выяснить, какие именно вещества в чае наиболее неблагоприятны для коронавируса. Оказалось, что влияние зеленого чая вызвано содержащимся в нем галлатом эпигаллокатехина (EGCG) — растительным летучим веществом из класса катехинов. Соединение широко используется в медицине и фармакологии, его ценят за противовоспалительные свойства. Противовирусное действие черного чая объясняется содержанием в нем теазинензина А (TSA) — летучего вещества из класса теафлавинов, также сильного антиоксиданта.

Дальнейшие опыты группы Мазды установили, что борющиеся с коронавирусом летучие вещества связываются с ним напрямую, а не усиливают иммунную реакцию. Это удалось понять благодаря тому, что предварительная обработка клеточных культур катехинами и теазинензинами не защитила их от заражения.

По ходу работы ученые пришли к выводу, что EGCG и TSA не дают вирусу проникать в клетки, так как мешают S-белку коронавируса соединяться с рецепторами ACE2 на поверхности клеток — «входными воротами» для SARS-CoV-2. Исследователи выражают надежду, что в дальнейшем результаты исследования смогут помочь в борьбе с пандемией.

«Сперва мы предполагали, что относительно низкая распространенность коронавируса в странах Азии может объясняться тем, что их жители пьют много зеленого чая, что не характерно для обитателей Европы и Северной Америки. С другой стороны, неожиданно выяснилось, что черный чай действует на вирус еще сильнее. Поэтому остается непонятным то, как употребление чая влияет на распространение инфекции и ее течение», — резюмировал профессор Мазда.

Ранее LIVE24 сообщало, что японский чай назвали простым и дешевым напитком для долголетия. Мало того, что в нем меньше кофеина, так он еще обладает и несколькими преимуществами.