• 03 декабря, 2020, 15:59

Жизнь на Марсе возможна лишь на большой глубине

Исследователи выяснили, куда могла «спрятаться» вся вода на планете.

Жизнь на Марсе возможна лишь на большой глубине
Читайте LIVE24 в:

Ученые из Университета Ратгерса представили свое новое исследование, согласно которому наиболее комфортные условия для жизни на Марсе можно создать лишь на глубинах поверхности планеты. Наличие этого фактора обусловлено подповерхностным таянием толстых ледяных щитов, которое подпитывается геотермальным теплом.

Порядка 4 миллиардов лет назад Солнце и жар, исходящий от него, были намного слабее, чем сейчас. Именно поэтому ранний климат на Марсе характеризовался как слишком холодный для появления жидкой воды на планете. Тем не менее, астрономы не раз находили явные доказательства того, что на Марсе существовали реки и даже озера. Об этом свидетельствуют многочисленные снимки, на которых четко видны русла древних рек и минералы, которые могут быть связаны только с водной средой. Оба этих фактора ставят ученых в тупик. Такой парадокс они именовали проблемой слабого молодого Солнца.

Марс, как и Венера, Меркурий и даже Земля, — каменистая планета. На их поверхности находятся уран, калий и торий, которые выделяют тепло в процессе радиоактивного распада. При подобном сценарии жидкая вода может образовываться на планете в результате таяния толстых ледяных щитов, находящихся на самом дне космического объекта. Даже слабая активность Солнца не будет препятствовать этому процессу.

pixabay.com

Геотермальное тепло на Земле, например, образует подледниковые озера в районах Западной Антарктики, а также канадской Арктики и Гренландии. Существует вероятность, что аналогичное таяние может стать объяснением явных следов водоемов на Марсе, существовавших около 4 миллиардов лет назад.

Специалисты решили выяснить, нагревалась ли планета при помощи геотермального тепла в далеком прошлом. В ходе исследования выяснилось, что на древнем Марсе были соблюдены все условия для подповерхностного плавления. В случае даже если бы на планете 4 млрд лет назад существовал влажный и теплый климат, после исчезновения магнитного поля, истончения атмосферы и снижения температуры, вода в ее жидком виде могла бы сохраниться лишь на больших глубинах Марса. Таким образом, астрономы заключили, что даже в случае существования жизни на этой планете, вся активность ее обитателей проходила буквально под землей.

«Именно в недрах Марса может сохраниться долгоживущая обитаемая среда в результате гидротермальной активности (реакции нагрева)» —пояснил ведущий автор исследования, Луджендра Оджа, доцент кафедры наук о Земле и планетах в Университете Ратгерса.

Ранее LIVE24 сообщало о способе превратить соленую воду Марса в питьевую. Для начала ее надо будет как следует очистить от всех примесей.