13 октября, 2020, 11:54
Обновлено 11:54

Обнаружены бактерии, нарушающие правила эволюции

Открытие сделали благодаря полногеномному секвенированию выращиваемых в лабораторных условиях культур бактерий.

Обнаружены бактерии, нарушающие правила эволюции
Ученые давно заявляли о том, что ясное понимание механизма выработки бактериями устойчивости к антибиотикам поможет человечеству в целом. Если специалисты будут наверняка знать о том, как именно это происходит, то они смогут действовать от обратного и делать препараты, действие которых будет основано на противоположных принципах. Другими словами, бороться с многочисленными инфекционными болезнями не только людей, но и животных, а также – растений станет гораздо проще.

— Мы никогда доподлинно не понимали, почему устойчивые к препаратам на основе антибиотиков бактерии обитали не только в больницах, но и в непроходимых лесах, — рассказали ученые порталу IFL Science. – А все дело оказалось в категоричном нарушении одного из фундаментальных эволюционных принципов.

Так как у большей части живых организмов эволюция и последующая адаптация осуществляются по принципу вертикального переноса генов, заключенного в нисходящей транспортировке генетического материала от родительского организма – к дочернему, то любые иные формы передачи просто не рассматривались учеными.

Зато теперь специалисты были вынуждены признать особую альтернативную форму передачи ДНК, при которой генетический материал сообщается по горизонтальной схеме между бактериями, полностью нивелируя фундаментальные эволюционные правила.

К подобному выводу ученым удалось прийти благодаря полногеномному секвенированию взращиваемых в лабораторных условиях культур бактерий:

— Экспериментальным путем мы выявили, что гены устойчивости бактерий к антибиотикам могут зафиксироваться даже без самих антибиотиков, — рассказал доктор Майк Макдональд. – Правда, должно быть соблюдено условие наличия достаточного горизонтального генетического переноса. Проще говоря, теперь мы знаем, что использование антибиотиков на той же ферме может спровоцировать устойчивость к ним даже в ином месте – где гены смогут образовать новые – достаточно опасные – комбинации.

Ранее LIVE24 сообщало о том, что в Антарктике нашли бактерии, которые питаются воздухом. В Антарктике и Арктике есть бактерии, которые питаются воздухом, заявили ученые из Университета Нового Южного Уэльса. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Microbiology. Большая часть бактерий питаются, разлагая органику или окисляя неорганические соединения, однако несколько лет назад исследователи нашли в антарктических почвах следы бактерий, способных дышать и питаться воздухом. Генетический анализ показал, что они распространены в Антарктике, Арктике и Тибетском нагорье.