20 апреля, 2024

Полуфабрикаты и фастфуд приводят к быстрому старению хромосом

02 сентября, 2020, 10:06
Ученые рекомендуют сторониться пищи с консервантами и вкусовыми добавками.
Специалисты из Университета Наварры в Испании опубликовали научную статью о пище, ускоряющей процессы старения в организме. Как оказалось, на преждевременную старость влияют ультраобработанные продукты. Результаты их исследования опубликованы в журнале American Journal of Clinical Nutrition.

В ходе своего эксперимента ученые проанализировали данные о ДНК и состоянии здоровья 866 в возрасте от 51 до 91 года. Они принимали участие в исследовании в течение 19 лет, начиная с 1999 года. Добровольцы сдали образцы своей слюны, из которых выделили ДНК для определения длины теломер. Это концевые участки хромосом, которые защищают структуру ДНК от повреждений в процессе репликации. Если теломеры укорочены, специалисты могут сделать вывод о начавшемся клеточном старении.

Ученые также предоставляли участникам исследования пищевые опросники, в которых выясняли, из чего состоит рацион человека. После этого специалисты выделили несколько групп в соответствии с низким, средненизким, средневысоким и высоким потреблением вредной пищи. В это понятие входит фастфуд, полуфабрикаты, сладости, газированные напитки и так далее.

Далее каждую группу связали с риском укорочения теломер при помощи логистической регрессии. Это статистическая модель, которая позволяет определить вероятность одного из двух исходов по какому-либо признаку.

Оказалось, что в группе, где люди чаще всего употребляли нездоровую пищу, среди 20% испытуемых пациентов с короткими теломерами было вдвое больше по сравнению с теми, кто употреблял вредную еду реже остальных.

Несмотря на результаты своего исследования, авторы научной работы отметили, что причинно-следственная связь между нездоровой едой и быстрым старением является спекулятивной. Есть вероятность, что образ жизни участников, злоупотребляющих вредной пищей, в целом нездоровый, что создает дополнительные риски для развития раннего старения.

Ранее LIVE24 сообщало об эффективном лекарстве от тяжелой старости. Свои эксперименты ученые пока проводят на червях, однако есть вероятность, что вещество, сохраняющее молодость таким живым организмам, будет действенно и для человека.