Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

«Обозреватель»: советские фильмы, которые были украдены у западных режиссеров

04 января, 2022, 9:15
© Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» / Реж. Леонид Гайдай

Украинский портал «Обозреватель» утверждает, что в Советском Союзе воровали идеи фильмов. Все годы своего существования СССР являлся закрытой страной, 95% населения которой были отрезаны от достижений мировой культуры и искусства — про западные государства гражданам рассказывали лишь то, что там живут крестьяне, которые мечтают о коммунизме. При этом советские режиссеры довольно часто ездили в заграничные турне, где наслаждались музыкой и кинематографом, а также черпали новые идеи для своего творчества.

«Кавказская пленница» и «Песня мошенника»

Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» / Реж. Леонид Гайдай

В 66-м году прошлого века в Советском Союзе вышла комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница» — фильм получился интересный и веселый. И все бы ничего, но только колоритная троица, сыгранная Вициным, Никулиным и Моргуновым, была очень сильно похожа на героев американского фильма «Песня мошенника», который сняли на 36 лет раньше.

Похожим оказался и сюжет — в «Песне мошенника» действие разворачивается на российском Кавказе в 1910 году, где русский бандит Егор влюбляется в принцессу Веру и решает ее украсть, а его сообщниками становятся напарники Али-Бек и Мурза-Бек.

Хотя, по мнению автора материала, этот случай больше напоминает «мягкое заимствование», что часто случается в искусстве — Гайдай точно смотрел «Песню мошенника» и брал оттуда некоторые удачные ходы, создав в итоге свой фильм.

«Бриллиантовая рука» и «Бей первым, Фредди»

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» / Реж. Леонид Гайдай

Еще один пример, где Гайдай занимался заимствованием — это датский фильм «Бей первым, Фредди», который был снят на 3 года раньше, чем «Бриллиантовая рука» и рассказывает о приключениях мужчины, сошедшего с корабля и схваченного шпионской группировкой, которая приняла его за тайного агента. На самом деле главный герой — обычный продавец игрушек, с помощью которых ему удается ловко дурачить шпионов.

Некоторые сюжетные линии этого фильма перекликаются с гайдаевскими — корабль, бандиты, простак, певичка и даже бандит по имени Колик (у Гайдая — Лелик), а также фразы вроде «Шеф будет недоволен», драка в гараже в конце и другие. Но здесь тоже, скорее, не совсем плагиат — но заимствований у Гайдая достаточно много.

«Собачье сердце» и «Собачье сердце»

Кадр из фильма «Собачье сердце» / Реж. Владимир Бортко

Второй фильм в заголовке — всем известная лента Владимира Бортко, которая была снята в 1987 году и стала классикой кинематографа. Однако мало кто знает, что местами экранизация сильно напоминает более ранний фильм — совместную итальяно-немецкую экранизацию «Собачьего сердца», которую сняли в 1975 году (премьера состоялась в 1976-м).

Некоторые мизансцены в своей работе Бортко позаимствовал у «Собачьего сердца» 1975 года, похоже и цветовое решение кино — бортковская черно-белая «сепия» напоминает коричневатую гамму итальяно-немецкого фильма.

При этом в старой итальянско-немецкой экранизации очень много ляпов, делающих фильм несколько нелепым, например, макияж в стиле 70-х у коммунистки 20-х годов, модельные стрижки у комиссаров и т. д.

«Ирония судьбы» и «Квартира»

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» / Реж. Эльдар Рязанов

Вы будете смеяться — но даже всем известный фильм «Ирония судьбы, или с легким паром» имеет своего клона-прототипа на Западе. Он был снят советским режиссером Эльдаром Рязановым в 1975 году по пьесе, которая была написана в 1969-м, но почти 10-ю годами ранее (в 1960-м) в США вышел фильм, получивший название «Квартира», сюжет в котором один-в-один повторяет «Иронию судьбы».

Скромный и незаметный труженик Бад (прототип хирурга Лукашина) живет в небольшой холостяцкой квартире, которую иногда сдает посуточно. Бад пробует ухаживать за лифтершей по имени Фрэн, которая не спешит заводить с ним романтических отношений, имея тайный роман с Джеффом Шелдрейком, который занимает должность директора фирмы.

Однажды, в канун рождества, Бад возвращается домой и обнаруживает Фрэн у себя в квартире на кровати без сознания — оказалось, что она проводила время с Джеффом именно в квартире Бада. Вокруг этой квартиры как раз и вращается весь дальнейший сюжет фильма — Бад развлекает Фрэн разговорами и игрой в карты, а в конце фильма Фрэн уходит к Баду.

Ранее LIVE24 сообщало, что четыре крупнейшие сети кинотеатров в России отказались брать в прокат очередной фильм Тимура Бекмамбетова «Елки – 8», опасаясь, что не получат выручку за онлайн-премьеру.