Skip to main content
20 апреля, 2024
$ 93.44
99.58

США будут воевать с Китаем за литий

В США приняли закон, который меняет ситуацию с налоговыми льготами на покупку электрокаров
19 августа, 2022, 14:26

Политическая ситуации в мире терпит изменения, а это говорит о том, что мировая экономика станет постепенно отходить от глобализации в сторону регионализации промышленности и торговли, к созданию торговых блоков. При этом крупные государства все больше заинтересованы в создании своих — независимых от импорта — ключевых секторов экономики, пишет РИА Новости.

© unsplash.com

Однако традиционные сектора уже находятся в сложившейся системе взаимосвязей, разрыв которых — долгое дело. В этом контексте интересно посмотреть, как развиваются события в новых сегментах. В энергетике таким новым сюжетом для наблюдения станет сектор электромобилей, а в более широком виде — цепочка «добыча лития — его переработка — производство аккумуляторов — собственно выпуск электромобилей».

Одной из самых громких историй последних дней является решение китайской компании CATL отложить возведение завода по производству аккумуляторов для электромобилей в Соединенных Штатах после визита Нэнси Пелоси на Тайвань. Планировавшийся объем инвестиций — 5 млрд долларов. CATL — это крупнейший производитель аккумуляторов для электрических автомобилей, на него приходится свыше трети от данного рынка. Компания поставляет аккумуляторы для многих крупных производителей электрокаров.

Чего больше в таком решении? Демонстрации позиции в принципиальный момент (а это очень важно внутри КНР) или опасений за долгосрочную судьбу своих инвестиций в Америке?

Есть как минимум две причины, почему CATL хотела бы инвестировать в США. Первая: с такой большой долей на рынке, чтобы развиваться, компании требуется расширять свою географию. Вторая и главных: тут важны последние инициативы американских законодателей.

В минувший вторник президент США Джо Байден подписал так называемый Inflation Reduction Act. Он, в частности, меняет ситуацию с налоговыми льготами на покупку электрокаров в Америке. Налоговая льгота (до 7,5 тысячи долларов) будет выделяться лишь в том случае, если не менее 40% материалов для аккумуляторов производится на территории США или в странах, с которыми было заключено соглашение о свободной торговле (Чили, Австралия и Канада). Для Аргентины прописали исключение. При этом к 2026 году доля таких материалов должна повыситься до 80%. К тому же сами электрические автомобили должны будут производиться в США.

Фактически Вашингтон хочет, насколько это сейчас возможно, создать полный производственный цикл у себя дома или территории дружественных государств. Комментарии в контексте регионализации мировой торговли тут будут излишни. Россия собирается развивать добычу лития, хотя по объему и качеству запасов наша страна не в лидерах. Однако высокие цены на литиевое сырье позволяют инвестировать даже в проекты с не самой низкой себестоимостью. То же самое можно сказать про США и Канаду. На сегодняшний день там добываются скорее символические объемы лития, но в планах — огромное количество проектов, в том числе по нетрадиционной добыче. В этих странах добыча и из горных пород, и из подземных рассолов и вод. Высокая стоимость пока что позволяют не задумываться о возможных импортных пошлинах для борьбы с конкурентами — добыча рентабельна, вопрос только в объеме сверхприбыли.

В любом случае новый закон напряг почти всех участников рынка. Горнодобывающие компании уже думают, как побыстрее нарастить объемы добычи в «правильных» странах.

Волнуются и азиатские производители авто. Например, Hyundai выпускает почти все продаваемые в США и Евросоюзе электрокары непосредственно в Корее, которая на 80% зависит от поставок гидроксида лития из Китая. На корейских производителей аккумуляторов приходится треть глобального рынка. Аналогичная зависимость от китайских поставок гидроксида лития и у компаний из Японии.

Евросоюз тоже высказывает опасения. Еврокомиссия уже просила убрать дискриминационные по отношению к произведенным в Европе электромобилям поправки. CATL, которая поставила на паузу возведение завода аккумуляторов в США, анонсировала аналогичное производство в Венгрии с инвестициями свыше 7 млрд евро.

Отдельная история — это переработка сырья. Здесь имеется в виду не вторичная переработка аккумуляторов, влияние которой на рынок пока что невелико, а доведение литиевого сырья до необходимых соединений и чистоты. В Америке не стали скрывать, что одна из главных задач нового закона — не только опора на добычу полезных ископаемых и у себя дома и в дружественных странах, но также снижение зависимости от Китая. Пекин — достаточно крупный добытчик лития, но все же находится на третьем месте после Австралии и Чили. Если учитывать высокий внутренний спрос, то может показаться, что и переживать особо не о чем. Но КНР — лидер по переработке. На него приходится более 60% глобальных мощностей по переработке литиевого сырья до чистоты, которая требуется для производства аккумуляторов. При этом у США всего порядка 7%.

Почему переработка сконцентрирована именно в КНР? Кроме географии, фактора два — цена и экология. В теории можно было бы обеспечить самые высокие экологические требования переработки, только в этом случае объем инвестиций увеличится. В любом случае в Китае большие затраты на мощности по переработке лития оказываются вдвое ниже, чем в США и Австралии. Переработка в Южной Америке (где много литиевой добычи) оказывается дешевле, чем в США, однако все равно дороже, чем в КНР.

При этом не так давно в Евросоюзе обсуждался возможный перенос соединений лития в более высокий класс опасности. Если такое решение все же примут, то это разрушит планы ЕС по созданию своих мощностей по получению соединений лития аккумуляторной чистоты, которые на данный момент почти отсутствуют. На этом фоне новый проект по переработке готовит Великобритания, и если все получится, то лишь это предприятие к концу десятилетия станет обеспечивать 15% потребностей Европы в чистом литиевом продукте.

Новый закон, оставляющий за бортом налоговые льготы для большей части продаваемых в Соединенных Штатах электрокаров, может привести даже к падению продаж и, следовательно, пересмотру заявленных целей по борьбе с глобальным потеплением. Однако Америка идет на это с целью создания своей индустрии.

К тому же есть основания предполагать, что такие тенденции будут характерны почти для всех крупных государств. Это актуально и для России, хотя явной потребности в электрических автомобилях у нас нет. Однако накопители используются не только в них. В Калининграде сейчас планируется строительство крупного завода по производству аккумуляторов. Вдобавок обсуждаются различные варианты добычи лития в РФ.

Из свежих новостей: «Татнефть» сообщила о планах добывать литий из поднимаемой при добыче нефти пластовой воды. Возможно, этот проект будет первым камнем, который заложат в фундамент одной из самых перспективных на данный момент промышленных отраслей.

Ранее Минэкономики РФ увеличило стоимость программы поддержки электрокаров до 777 млрд рублей. В прошлой версии документа на поддержку хотели направить 418 млрд рублей.



";