Skip to main content
20 сентября, 2024
$ 92.70
103.2

Россия нашла способ выйти на мировые рынки

Эксперты заявили, что Севморпуть сократит время доставки грузов в Азию на 30-40%
14 августа, 2024, 15:03
© unsplash.com

Из-за напряженной ситуации в Красном море приходится искать альтернативные морские маршруты. Путь вокруг Африки занимает много времени и стоит дорого, а более быстрым и безопасным вариантом является Арктический маршрут. Впервые за 3 года уголь из балтийских портов был отправлен в Азию по Северному морскому пути (СМП).

Переориентация на Восток усложнила экспорт энергоресурсов. Пока основным потребителем угля была Европа, транспортировка являлась короткой и удобной. Теперь доставка стала дольше, а цена на уголь снизилась из-за стабилизации на газовом рынке.

Санкции и высокие цены на газ вынудили многих перейти на уголь, который стал довольно дорогим. Однако по мере закрытия энергоемких производств уголь подешевел, заявил в комментарии РИА Новости эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Игорь Юшков.

Основной проблемой сейчас стала транспортировка на большие расстояния, так как она снижает рентабельность. Особенно пострадала Кемеровская область, ведь до Азии далеко, а железные дороги перегружены. Пришлось перенаправить уголь на внутренние рынки и увеличить добычу на Дальнем Востоке, пояснил Юшков.

Доцент кафедры логистики Финансового университета при правительстве РФ Александр Арский, в свою очередь, добавил, что КНР и страны Юго-Восточной Азии останутся основными потребителями угля как минимум на ближайшие 5 лет.

По данным таможенной службы КНР, в первом полугодии российский импорт достиг 43-х млн тонн, а это требует перестройки логистики.

Арский отметил, что развитие международного транспортного коридора «Север — Юг» значительно улучшит сообщение с Ираном, Индией и другими странами. Однако железнодорожные мощности ограничены, и морские перевозки остаются необходимыми.

Низкие цены на уголь делают маршрут в обход мыса Доброй Надежды менее выгодным, а проход через Суэцкий канал становится небезопасным. В июне хуситы атаковали два греческих сухогруза с российским углем, один из которых затонул.

В таких условиях Северный морской путь приобретает все большее значение. Это единственный маршрут, не пересекающий воды недружественных государств. К тому же он сокращает путь от Европы до Азии на 30-40%, а также ускоряет транспортировку между западными и восточными регионами России, подчеркнул завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ Дмитрий Завьялов.

В прошлом году по СМП было перевезено 36,2 млн тонн грузов, что превысило целевой показатель, заявил глава «Росатома» Алексей Лихачев.

Он добавил, что в этом году в Азиатско-Тихоокеанский регион по СМП отправили партию угля — балкер «Адмирал Шмидт» вышел из Усть-Луги в китайский порт Цаофэйдянь. Несмотря на благоприятные условия, судно может потребовать ледокольную помощь.

Даже летом некоторые участки маршрута остаются непроходимыми для обычных судов из-за тяжелых льдов. Постоянно растущий грузопоток приводит к тому, что лед становится плотнее, предупреждает директор Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

По его словам, несмотря на таяние льдов, в ближайшие десятилетия без ледоколов не обойтись. Имеющегося атомного флота недостаточно для круглогодичной работы на маршруте, так как часть ледоколов занята на других участках.

Объемы перевозок по СМП пока значительно меньше, чем через Красное море, но эксперты говорят, что маршрут осваивается быстро. Они ожидают, что к 2030 году будет обеспечена круглогодичная навигация.