Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Нелетная погода: Европа рискует остаться без новых самолетов, если откажется от российского титана

21 апреля, 2022, 11:32
© pixabay.com

Евросоюз пытается лишить Россию самолетов, однако рискует сам оказаться в затруднительном положении. Очередной пакет санкций может наложить эмбарго на импорт титана, а это ключевое сырье для авиакосмической отрасли. В результате нужно будет сократить производство и летать на том, что есть в наличии. В Boeing уже заявили, что обойдутся без поставок из России. Но в Airbus не готовы повторить необдуманный политический жест заокеанского конкурента.

Где искать титан

Российская компания «ВСМПО-Ависма» обеспечивает примерно треть титановых потребностей Boeing, а также до 60% — Airbus и почти на 100% удовлетворяет спрос бразильской фирмы Embraer. В начале марта в Boeing приостановили закупки из РФ. Объяснили это тем, что есть «значительные запасы», которые были сформированы в том числе благодаря созданию пула поставщиков по всему миру.

Однако, как сказал директор по продажам Airbus в Европе Воутер Ван Верш, компания планирует увеличить производство к середине 2023 года — до не менее 65 узкофюзеляжных самолетов семейства A320 в месяц. И, просчитав последствия эмбарго, европейцы следовать примеру своего американского конкурента.

По словам гендиректора Airbus Гийома Фори, если эмбарго вступит в силу, запасов не хватит надолго. В этой связи европейский производитель самолетов призвал политиков не вводить экономические ограничения.

Airbus сотрудничает с «ВСМПО-Ависма» с 90-х годов прошлого столетия. На первых порах закупали только сырье. Затем стали брать металлургические полуфабрикаты с добавленной стоимостью – это полноценные изделия после штамповки и механической обработки.

Титан — металл прочный и очень легкий. Важнейшие узлы самолета, например, шасси и лонжероны, делают именно из него. Лопатки, диски и другие детали авиационных двигателей изготавливают из жаропрочных титановых сплавов.

Нечем заместить российский титан

pixabay.com

Boeing рассчитывает на других поставщиков — в США, Японии, Китае и Казахстане. Японские Toho Titanium и Osaka Titanium — крупнейшие производители после российской «ВСМПО-Ависма» — уже готовятся к приросту прибыли. В Toho отметили, что наращивают выпуск на фоне нехватки и отказа от сырья из России. Заказы у них выросли сразу на 20%.

Однако для европейцев альтернативы сильно ограничены. К примеру, в Казахстане и Японии предлагают только титановую губку и слитки, но не прокат (полуфабрикат из сплавов на основе титана), американцы и китайцы тоже не в силах полностью удовлетворить потребности Европы, потому что обязаны выполнять контракты с Boeing, Bombardier и другими авиакомпаниями, пояснил в разговоре с РИА Новости независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Эмбарго на российский титан сильно ударит по производителям самолетов, а также по их ключевым поставщикам, в частности, испанской Aernnova Aerospace, которая сотрудничает с американской SpaceX, и изготовителю двигателей Safran, являющемуся партнером Airbus. Авиастроители из Евросоюза сорвут заказы, загрузка предприятий снизится, а сотрудников придется сокращать.

Пока только разговоры

pixabay.com

Наблюдатели считают, что та же Boeing, сделав такое громкое политическое заявление, в результате все равно вернется к российскому титану. При этом Москва в любом случае внакладе не останется.

Металл полежит на складе, это не нефть или газ. К тому же на него огромный спрос у ВПК. А в гражданской авиации производство будет сокращаться, считает независимый авиаэксперт Дмитрий Адамидов.

Он отметил, что решение американской компании продиктовано общеэкономической ситуацией. Заказы на самолеты размещают заранее, а в условиях стагнации и проблем в мировой экономике из-за введенных Западом санкций большого спроса не предвидится. В этой связи Boeing пока может обойтись тем, что осталось на складах.

При этом Адамидов убежден, что как только обстановка изменится, Boeing восстановит сотрудничество с РФ.

По словам Хазанова, эмбарго на российский титан может обрушить европейскую авиационную промышленность. Возможно, что дальше сотрясения воздуха не пойдет, в противном случае европейские чиновники будут иметь дело с разъяренными сотрудниками авиапредприятий, которые начнут протестовать и обвинять их.

Российская титановая индустрия всегда сможет переориентироваться на другие регионы и отрасли — судостроение, атомную энергетику или химическую промышленность, считает эксперт.

Ранее специалисты в области авиации и инвестиций рассказали, как западные санкции отразятся на авиаотрасли в России. По их словам, даже в случае деэскалации российско-украинского конфликта и постепенного снятия ограничений работникам гражданской авиации придется нелегко.