Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Лизинг, страховка и обслуживание: как санкции ударят по авиасектору России

02 марта, 2022, 21:07
© Pexels

Специалисты в области авиации и инвестиций в беседе с порталом NEWS.ru рассказали, каким образом западные воздушные санкции отразятся на авиаотрасли в России. В первую очередь они отметили, что даже в случае деэскалации российско-украинского конфликта и постепенного снятия ограничений работникам гражданской авиации придется нелегко.

Помимо того, что десятки стран закрыли для российских воздушных судов небо, Европа отказалась от поставок, лизинга, техобслуживания и страхования самолетов из России. Контракты обещают расторгнуть до 28 марта. Основная проблема заключается в том, что лишь 18,4% отечественного самолетного парка составляют воздушные суда российского производства. Оставшаяся часть – зарубежные машины, которым требуется соответствующее обслуживание.

Авиаконструктор ОКБ им. Сухого Вадим Лукашевич в беседе с изданием отметил, что к концу марту в России останутся только самолеты советской постройки. Хотя даже их можно сосчитать по пальцам. В запасе остаются «Суперджеты», но их главная проблема в том, что такие суда являются ближнемагистральными. Они смогут летать только на региональные рейсы и не смогут закрыть все потребности страны. Лукашевич добавил, что в РФ разработаны турбовинтовые Ил-114, но они совсем недавно поднялись в воздух. Сперва их придется сертифицировать, испытать и развернуть серийное производство, а на это требуется не меньше двух лет.

Часть самолетов давно пора менять, но ситуация складывается так, что «менять нечем», резюмирует эксперт.

«Ситуация с гражданской авиацией в России обрушится через две-три недели, а быстрого выхода из неё, то есть развёртывания серийного производства, не будет»,

считает Лукашевич.

Он уточнил, что сейчас начали звучать предложения о запуске на внутренний авиарынок зарубежных компаний из Китая, Казахстана, Киргизии или Армении. А также предложения о создании «компании-прокладки» в районе Филиппин.

«<…> Они будут брать в лизинг хорошие самолёты, а мы, в свою очередь, будем их субарендовать. Но санкции жёсткие, поэтому авиакомпании, которые действуют в интересах России, также не останутся без внимания»,

отметил авиаконструктор.

Очень остро встают и вопросы о замене комплектующих и запчастей. Современные правила говорят о том, что менять оборудование нужно под надзором производителей самолетов. Если пренебрегать этим, то в машине могут появиться контрафактные изделия, мешающие нормальной работе всего самолета. Выпускать комплектующие в России возможно, но пока в нашей стране нет станков и специалистов, которые смогли бы по оригинальному чертежу изготовить необходимую деталь.

Все это, а также ряд других ограничений в виде, например, отказа производителей от страхования судов, скажется на стоимости билетов. Во-первых, большое значение имеет курс валют, а во-вторых, компании будут пытаться компенсировать убытки. Оба этих фактора могут спровоцировать запредельную стоимость авиабилетов.

Росавиация происходящее комментировать отказалась, отметив, что на сегодняшний день обстановка сложная и спрогнозировать что-либо пока невозможно.

Тем не менее “воздушные” санкции могут затронуть и Европу. Уже сейчас кризис отражается в увеличении цен на топливо, финансовых потерях из-за падения продаж билетов для авиалиний ЕС.