Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Как введенные Западом санкции отразятся на российской авиации

03 марта, 2022, 13:07
© pixabay.com

До сих пор 11 российских аэропортов закрыты, пока что – до 8 марта. Отечественные авиакомпании больше не могут летать над Европой, Канадой и США. Росавиация уже согласовывает спецрейсы для вывоза туристов из-за границы. Кроме того, Запад требует вернуть арендуемые лайнеры, а Boeing вслед за Airbus приостановил техническую поддержку российских перевозчиков. Опрошенные РИА новости эксперты и перевозчики рассказали, куда теперь можно летать россиянам и надолго ли хватит ресурсов отечественного авиапарка.

Полет в правовом поле

pixabay.com

Рейсы начали отменять сотнями — из-за закрытия аэропортов и воздушного пространства. Однако авиакомпании продолжают работать. Накануне, 2 марта, «Аэрофлот» отправил свой самолет за туристами в Мексику, в планах — Куба и Доминикана. Кроме того, ожидаются два спецрейса туроператора «TUI Россия»: из Софии — 4 марта и с Мадейры — 7-го.

От лоукостера «Победа» западные партнеры уже несколько раз требовали вернуть самолеты (большая часть бортов обычно находится в лизинге, это нормальная практика), заявил директор компании по правовым вопросам Алексей Танкевич. Он отметил, что перевозчик будет защищать свой флот в рамках правового поля и не станет покидать рынок.

В минувший понедельник, 28 февраля, лизинговая компания AerCap сообщила о прекращении сотрудничества с «Аэрофлотом», S7, Nordwind Airlines, «Россией», а также «Уральскими авиалиниями» и «Ямалом».

Туроператоры сразу же начали переверстывать программы по открытым зарубежным направлениям. В АТОР отметили, что это именно изменение расписания, а не «снятие всей полетки».

Эксперты убеждают, что по массовым курортам сейчас проблем не наблюдается. Однако добираться россияне дольше, а это, в зависимости от типа борта, — от 3 до 8 тонн авиакеросина, а также летное время экипажа и самолета.

Нужно ждать ослабления геополитического напряжения, а Европа из-за коронавируса и раньше была почти неактуальна для туристов из России.

Регламентные работы в Шардже и Гонконге

pixabay.com

Перевозчики сдаваться не собираются. Есть план, что за границу будут отправлять лишь свои борты, а по России начнут летать те, что находятся под санкциями, заявил руководитель одного из подразделений, связанных с безопасностью полетов в одном из крупных российских хабов. По его словам, для регламентных работ самолет отправят, например, в Шарджу или Гонконг. Уже удалось найти компании, которые готовы перезакупать для России запчасти у Boeing и Airbus.

Техническое обслуживание и поддержание летной годности можно осуществлять своими силами. Часть самолетов Airbus производится в китайском Тяньцзине, где есть сборочный цех. Однако попадают ли они под санкции, пока что непонятно, пояснил собеседник агентства.

Самый острый сейчас вопрос — это страхование. В АТОР заявили, что авиакомпании могут купить страховку и в РФ с перестрахованием в полностью государственной отечественной компании.

Экс-исполнительный директор агентства Aviakassa.ru, руководитель агрегатора «Катапульта» Максим Побережник подчеркнул, что КНР выпустила и сертифицировала самолет, который очень похож на Airbus 320. Его можно покупать.

Есть и еще одна лазейка: пустить в РФ иностранные авиакомпании на внутренние и международные авиарейсы. В Казахстане, например, большой парк самолетов, отметил эксперт.

Импортозамещение в воздухе

pixabay.com

Главная задача сейчас — переключение на воздушные суда российского производства. Тут будет переходный период. Пока что не завершено импортозамещение, авиакомпаниям необходимо перейти на эксплуатацию самолетов в не зависящей от Запада экосистеме, заявил исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Авиакомпаниям придется найти альтернативные каналы поставок запчастей, освоить диагностику, а также ремонт и обслуживание. Причем не только самих самолетов, но и двигателей, бортового радиоэлектронного оборудования и прочих систем.

Полностью российская версия Superjet, за исключением двигателя, как говорят разработчики, будет готова до конца 2023 года. Примерно такие же сроки и для двигателя ПД-8, который начнут устанавливать на эти самолеты, пояснил Пантелеев.

Цены пойдут на взлет

pixabay.com

В связи введенными санкциями и кризисом покупательская способность соотечественников медленно, но верно падает. Однако авиакомпании не могут работать себе в минус, как приходилось многим в разгар пандемии коронавируса. Эксперты надеются на поддержку российского правительства и сотрудничество между перевозчиками.

Необходима консолидация рынка. Во время пандемии авиакомпании летали себе в минус, поэтому единственный вариант — заключать союзы. В противном случае перевозчики просто экономически не выживут.

Олег Пантелеев отметил, что масштаб проблем гражданской авиации сейчас такой, что без вмешательства правительства решить возникшие сложности не удастся. Нужно создавать единую государственную авиакомпанию.

При этом пострадает не только российская авиация. У бывших зарубежных партнеров тоже возникнут трудности. По словам экспертов, сейчас в мире избыток непристроенных пассажирских магистральных самолетов, лизингодатели брали кредиты, которые придется отдавать.

Если эксплуатация будет невозможна, самолеты потребуется законсервировать. А воздушное судно, которое простояло без дела полгода, особенно в суровом климате и без должных процедур, — это почти металлолом.

Ранее несколько зарубежных компаний отказались от предоставления лизинга, страховки и обслуживания для авиакомпаний РФ. Они будут изымать самолеты, арендованные Россией.