Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Электронные устройства для нагревания табака потеснили сигареты на российском рынке

31 мая, 2021, 9:02
© Андрей Гольев / LIVE24
В период с января по апрель их доля увеличилась до 15%.

Аналитики сравнили соотношения долей продаж обычных сигарет и систем нагревания табака за первые 4 месяца 2021 года с данными за аналогичный период 2020-го. Было установлено, что доля продаж обычных сигарет в деньгах сократилась с 93,8% в прошлом году до 85% в этом году. Доля продаж систем нагревания табака увеличилась: если в 2020 году она составляла 6,2%, то в 2021-м выросла до 15%.

Однако общий объем продаж электронных систем нагревания табака за отчетный период сократился на 16,1% по сравнению с первыми четырьмя месяцами 2020 года. Если говорить про объем продаж традиционных сигарет, то в денежном выражении за первые 4 месяца этого года они увеличились на 5,6% по сравнению с прошлым годом.

Аналитики считают, что рост объема продаж традиционных сигарет связан, в том числе с увеличением средней стоимости пачки сигарет, которая выросла на 9,4%: со 120,8 рублей в прошлом году до 132,2 рублей в этом году. Таким образом, средняя стоимость одной пачки сигарет увеличилась на 11,4 рублей.

Средняя стоимость стиков, которые используются в электронных устройствах для нагревания табака, за первые четыре месяца этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменилась. Она сохранилась на уровне 155 рублей за пачку.

Анализ помесячной динамики продаж за 2020 год показал, что сезонный всплеск продаж обычных сигарет пришелся на период с мая по сентябрь, а пик продаж зафиксировали в июне. Всплеск продаж электронных устройств для нагревания табака был зафиксирован в период с июля по сентябрь, а пик продаж – в августе.

Напомним, что с 1 января 2021 года акцизы на сигареты выросли на 20%: они составляют 2 359 рублей за 1 тысячу штук плюс 16% расчетной стоимости. Помимо этого, российские власти постепенно вводят для электронных устройств, связанных с курением и парением, ограничения, аналогичные тем, которые действуют для обычных сигарет. В частности, нельзя больше рекламировать и продавать через интернет никотинсодержащую продукцию, а также устройства для ее потребления.

С 1 апреля в силу вступил законопроект, устанавливающий новый механизм образования единой минимальной цены табачной продукции. Так, минимальная цена рассчитывается по следующей формуле: коэффициент 0,02, умноженный на минимальное значение ставки акциза в рублях на 1 тысячу штук, а также на коэффициент 1,4 и ставку НДС плюс один. В этом году она составит 108 рублей за пачку, состоящую из 20 сигарет.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин 6 мая утвердил план по реализации антитабачной концепции, который рассчитан до 2035 года. В частности, он предусматривает «проработку вопроса о запрете на использование жидкостей для электронных сигарет». К 2035 году количество курильщиков в России должно снизиться с нынешних 29% до 21%.

Ранее самые крупные в мире табачные фабрики Imperial Brands и British American Tobacco (BAT), известные жителям России марками сигарет Kent и «Ява», заподозрили в использовании рабского труда детей на плантациях, расположенных в южноафриканской Малави.