Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Издание Newsweek Polska рассказало, почему глобальное потепление выгодно России

12 ноября, 2021, 13:20
© Pixabay.com

Глобальное потепление пугает весь мир не первый год, но Москва имеет на него особый взгляд. По словам члена Российской академии наук Александра Чернокульского, для России в текущих реалиях оно может принести определённую выгоду даже с учётом того, что она также страдает от повышения температуры.

Когда в 2003 году у Владимира Путина спросили о подписании Киотского протокола, он ответил, что для северной страны потепление на несколько градусов — это хорошо, так как «меньше будем тратить денег на шубы». Польское издание Newsweek Polska отмечает, что в России температура растёт в 2,5 раза быстрее, чем в остальном мире. Однако это помогает собирать большие урожаи зерновых и делать ставку на новые морские пути.

Новые возможности для сельского хозяйства

В городе Вилюйске Якутской области в 1960-х годах к концу сентября уже было – 50 градусов, но теперь такие морозы бывают только зимой, а в начале осени столбик термометра не опускается ниже 5 градусов тепла. Только в прошлом году здесь было собрано 18 тонн зерна.

За счёт обширной площади в России открывается большой потенциал для развития сельского хозяйства. Уже сейчас она вышла на позицию мирового лидера по экспорту зерна, заняв четверть совокупного рынка. Кроме того, с 2000 года экспорт продуктов сельхозпроизводства в целом вырос в 16 раз. Путин отмечал на Экономическом форуме в Сочи, что Россия отправляет на экспорт больше аграрной продукции, чем оружия.

По мнению бывшего аналитика Госдепартамента при администрации Обамы и Трампа Рода Шуновера, доминирование в этой отрасли делает страну геополитической угрозой. Потепление позволит засеять огромные площади земель, которые пока не пригодны для сельского хозяйства.

Перспективы Северного морского пути

Глобальное потепление неизбежно приведёт к таянию ледников, в результате чего поднимется уровень мирового океана. Однако для России здесь снова угроза меньше, чем для других стран. За исключением Санкт-Петербурга и немногих других объектов, которые находятся в уязвимом положении, военные базы и города в стране не слишком пострадают, в отличие от американских.

При этом в качестве альтернативы Суэцкому каналу возникнет новый судоходный путь из Юго-Восточной Азии до Европы. По Северному Ледовитому океану можно будет доставлять товары на 40% быстрее. Причём круглогодичная навигация может начаться здесь уже в 2022-м — 2023 году.

«Мы будем потихонечку забирать транспорт с Суэцкого канала»,

планирует вице-премьер РФ Юрий Трутнев.

Российский вариант безуглеродной энергетики

Продажа нефти и газа является важнейшим источником поступлений в бюджет России. При этом Путин в 2019 год отмечал, что глобальное потепление не связано с использованием углеводородов, а зависит от естественных процессов. Однако, согласно его выступлению в преддверии климатического саммита в Глазго, Россия к 2060 году обретёт углеродную нейтральность. Никакого конкретного плана президент не огласил.

Сейчас Россия на четвёртом месте в мире по объёму выбросов парниковых газов на душу населения. По этому показателю она на 79% выше Европы и на 53% выше Китая. Хотя Путин и признал влияние человеческого фактора на изменение климата, на саммит он всё же не приехал. Также он по-прежнему заявляет, что при полном отказе от углеводородов в надежде на ветер и солнце «человечество опять может оказаться в пещерах». Энергетический кризис отчасти подтвердил эту точку зрения.

Возможно, Путин упорствует по большей части именно из-за того, что отказ от ископаемого топлива представляет для России экзистенциальную угрозу. Энегроресурсы позволяют платить пенсии, развивать военно-промышленный комплекс и получать валютные поступления, обогащающие олигархов. Без ископаемого топлива стратегия экономического развития России до 2030 года рухнет.

Однако для регионов с вечной мерзлотой глобальное потепление несёт и реальную угрозу. Ранее LIVE24 писало, что они уже сейчас страдают от повышения температур и тратят огромные средства на ремонт зданий и дорог.