Правительство России запустит сбор данных о пользователях интернета
Весной 2022 года российские пользователи станут объектами централизованного исследования аудитории. Об этом сообщается в постановлении правительства, опубликованном 15 ноября. В документе указан перечень сведений, которые потребуются от операторов. Чем грозит сбор данных пользователям сайтов, новостных агрегаторов, мобильных приложений, онлайн-кинотеатров и прочих ресурсов?
Российские власти хотят иметь сведения о времени и количестве посещений определённых сайтов и конкретных материалов в рамках закона «о приземлении» масштабных иностранных интернет-ресурсов. Как отмечает портал «Медуза» (признан выполняющим функции иноагента), его приняли летом 2021 года. Точные цели российского правительства пока не известны. Формально необходимость такого подхода объясняется проведением кросс-медийных исследований. Согласно пояснительной записке, планируется сравнить аудиторию телевидения и интернета.
В тексте закона есть тезис о том, что собранная информация будет использоваться не только при размещении рекламы, но и «в иных целях, установленных федеральными законами». В частности, такие данные влияют на статус, а значит, и обязательства интернет-компаний. К примеру, определённые требования предъявляются к новостным агрегаторам с аудиторией свыше 1 млн человек, а также сайты с посещаемостью более 500 тыс. пользователей. По закону, они должны открывать в России представительства и сотрудничать с Роскомнадзором. В случае отказа они не смогут попасть в выдачу поисковиков и получить деньги за размещение рекламы.
Формально сбор данных об аудитории будет не на всех сайтах. Исследование затронет только информационные ресурсы, включенные в специальный реестр. Это могут быть программы, информационные системы, интернет-сайты либо их отдельные страницы, которые распространяют видео, материалы СМИ и прочую «общедоступную информацию» на русском или языке одного из народов, населяющих Россию.
По итогу в исследование могут попасть не только официально зарегистрированные СМИ, новостные агрегаторы, онлайн-кинотеатры, но и телеграм-каналы, которые посещает от тысячи человек в сутки. Отказаться от предоставления таких сведений они просто не имеют права, так как в законе исключений нет.
Отмечается, что сбор данных даст представление о точном времени посещения конкретной странички конкретным пользователем, типе использованного гаджета и его операционной системе, версии браузера и даже идентификаторе и IP-адресе пользователя. Сложно сказать, приведёт ли это к массовой деанонимизации. Дело в том, что в законе есть прямое указание на использование таких данных только для исследования, но как будет на самом деле, пока не известно. Однако публичными такие сведения не станут.
При этом VPN может скрыть IP-адрес пользователя, но браузер сообщит много данных о часовом поясе, языке, операционной системе и пр. В итоге по ним вполне можно идентифицировать человека с большой точностью. От этого защитят Brave или Tor-браузер. Но если вы через них регистрируетесь на сайтах, это не поможет, так как пользователь получит отслеживаемый идентификатор.
В Китае наоборот предпринимают шаги, направленные на защиту персональных данных. С 1 ноября здесь можно защититься от маркетинговых услуг. Но при этом государство получило расширенный доступ к данным пользователей.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.