Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Соколов и Голованов добились абсолютной финансовой зависимости Петербурга от Москвы

09 июля, 2021, 10:36
© pixabay.com
Санкт-Петербургу выделят из федерального бюджета почти миллиард рублей на ремонт дорог.

Согласно распоряжению Правительства РФ, Санкт-Петербург получит межбюджетный трансферт в размере 900 миллионов рублей. Как уточнили в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры, работу которого координирует Соколов, эти средства будут направлены на ремонт дорог, в том числе в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Дополнительное финансирование в очередной раз свидетельствует о том, что без федеральной поддержки Северная столица не может самостоятельно реализовывать даже сравнительно недорогие инфраструктурные проекты.

Дорожное покрытие – не единственный объект транспортной инфраструктуры, на который городу необходимы средства из федерального бюджета. В частности, Санкт-Петербург уже подал в федеральный центр заявку на закупку около тысячи новых вагонов метро. Как заявил Соколов в интервью «Коммерсанту», также запрошено более 80 миллиардов рублей на финансирование строительства новых станций. Чиновник объяснил, что метро в Петербурге будет строиться и без федеральной помощи, однако в городе фиксируются весьма низкие темпы строительства в этой отрасли. Согласно программе развития петербургского метро, к 2020 году планировалось ввести в эксплуатацию 40 станций, но к этому времени были сданы лишь 9 из них.

Согласно оценкам «Петербургского метрополитена», в ближайшее время необходимо списать порядка 300 вагонов 60-х годов и еще около 300 из-за приближающегося окончания срока эксплуатации, а также закупить подвижной состав для планируемых новых станций. В общей сложности, городу нужно купить 950 единиц техники в ближайшие 10 лет, что может составить порядка 140 – 200 млрд рублей. Но Санкт-Петербург не может себе позволить приобрести такое количество вагонов, так как в бюджете на 2021-2023 годы заложено всего 10,1 млрд рублей. Поэтому городу и остается рассчитывать на поддержку федерального центра.

Соколов также заявлял, что новую линию метро построить в ближайшем будущем не представляется возможным, так как для этого необходимо около 500 миллиардов рублей, а эти деньги сравнимы с бюджетом всего города. Вероятно, эту сумму Максим Юрьевич тоже попытается получить у Москвы, но такой сценарий крайне маловероятен, ведь даже решение по запросу на 80 млрд до сих пор не принято, и не исключено, что в результате оно может оказаться отрицательным.

Аналогичная ситуация сложилась и с инфраструктурными инвестпроектами. Роман Голованов заявил журналистам, что на фоне пандемии и сложившейся экономической обстановки темпы инвестиционной активности в Петербурге замедлились, поэтому в настоящее время прорабатывается возможность получения инфраструктурных кредитов. Это связано с неспособностью Комитета по инвестициям привлечь в город крупных инвесторов. Как отмечают в экспертном сообществе, в Петербурге уже несколько лет не наблюдается взрывного развития инвестпроектов, в связи с чем частные инвесторы теряют интерес к Северной столице. Падение инвестиционной привлекательности города подтверждает национальный рейтинг инвестклимата в регионах, представленный Агентством стратегических инициатив на полях ПМЭФ-2021. По итогам 2020 года Санкт-Петербург опустился с четвертой на восьмую строчку по данному показателю.

Стоит отметить, что с приходом Голованова на пост председателя комитета в 2019 году в ведомстве снизились плановые показатели эффективности деятельности. В 2019-м Коминвест должен был привлечь 60 млрд рублей инвестиций посредством механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), но по итогам года было привлечено лишь 26,6 млрд. В 2020-м комитет понизил планку почти в два раза – до 35 миллиардов, но и эту задачу выполнить не удалось. В прошлом году было привлечено 27 млрд. При этом Санкт-Петербург запросил у Москвы почти 210 миллиардов рублей в виде инфраструктурных кредитов на свои транспортные проекты, а общий объем госдолга города на сегодняшний день составляет 85,01 млрд.

Наиболее жизнеспособными в условиях кризиса, как объяснял генеральный директор инвестиционной группы «РВМ Капитал» Феликс Блинов, являются проекты формата государственно-частного партнерства, но из-за отсутствия частных инвесторов городу приходится рассчитывать только на федеральную помощь. Без такой поддержки проекты «замораживаются» и откладываются на неопределенный срок, а в настоящее время все решения по петербургским проектам принимаются именно в Москве. Таким образом, Санкт-Петербург становится экономическим «придатком» столицы без возможности самостоятельно распоряжаться финансами и независимо развиваться в этом направлении.

В сложившихся обстоятельствах Голованов и Соколов, благодаря деятельности которых в Санкт-Петербурге и сформировалась такая негативная экономическая атмосфера, могут лишь просить о финансовой помощи у федерального центра, ведь самостоятельно город развиваться экономически оказался не способен. Фактически Максим Юрьевич и Роман Алексеевич добились абсолютной зависимости Петербурга от Москвы, и такие результаты заставляют задуматься об уровне их компетентности на занимаемых должностях.