Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

ШМСД в Петербурге превратится в «финансово закрытый» аналог ЗСД

05 августа, 2021, 16:38
© Магистраль северной столицы
Общая стоимость проекта сегодня оценивается в сумму свыше 200 млрд рублей.

Председатель комитета по инвестициям Петербурга (КИ) Роман Голованов в эфире телеканала «Россия-1» подробно рассказал о строительстве Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД, второе название – ВСД). По словам главы, общая стоимость проекта сегодня оценивается в сумму свыше 200 млрд рублей, так что без федеральной поддержки, инфраструктурных кредитов его реализовать не удастся. Отметим, ранее проект оценивали в 170-180 млрд.

«Капиталоемкость проекта значительная. Как я уже обозначил, общая стоимость реализации всей протяженности ШМСД – свыше 200 млрд рублей. Она будет платной магистралью. Даже наши прогнозы по выручке, которая будет генерироваться на этой магистрали, не позволят вернуть столь масштабные инвестиции. <…> Поэтому мы планируем получить свыше 130 млрд рублей федеральной поддержки в разной форме»,

заявил Голованов.

Председатель КИ подчеркнул, что модель определения стоимости проезда по ШМСД будет сделана по образу ЗСД, где тарифы находятся под контролем государства. Это вряд ли можно считать хорошим решением, так как экономическая модель ЗСД непрозрачная, нагружает Петербург ненужными кредитными обязательствами, за что неоднократно критиковалась.

Западный скоростной диаметр был построен как инвестпроект по концессии (разновидность ГЧП). Концессионером и эксплуатантом дороги после завершения прокладки трассы стала компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). В ее ведении находятся контроль учета системы проезжающего транспорта и определение тарифов проезда по ЗСД. Окупаемость проекта завязана на заключенное между городом и инвестором соглашение о минимально гарантированной прибыли, получаемой концессионером. Известно, что недополученную разницу между гарантированной прибылью и фактической компенсирует город. С момента открытия трассы МСС постоянно обращается за выплатами к Смольному, а ежегодные доплаты из бюджета варьируются от 3 до 6 млрд рублей.

Проблема заключается в том, что соглашение о минимально гарантированной прибыли является коммерческой тайной, оно не публикуется и официально не известно, какой в нем прописан объем средств. Информация по учету проезжающего транспорта нигде не публикуется. По сути МСС свободно может оперировать данными, менять тарифы в сторону повышения, обосновывая это недополучением прибыли или иными причинами, а потом запрашивать у города любую сумму компенсаций. С тарифами так и происходит – они бесконтрольно растут из года в год. В 2020-м МСС дважды подняла стоимость (как для наличного расчета, так и для транспондеров): в начале года на различных участках цена проезда выросла от 16 до 50%, а в конце года еще на 10%.

Сложившаяся ситуация неоднократно вызывала острую полемику, в частности, в ЗакСе во время заседаний по реализации бюджета Петербурга. Депутаты отмечали непрозрачность финансовой модели и ставили под сомнение правомерность объема запрашиваемых у города средств для компенсаций в условиях постоянных поборов с горожан из-за роста тарифов. «Теневое тарифообразование» становилось предметом внимания УФАС Петербурга и Прокуратуры. Однако, несмотря на проводимые проверки, изменить ситуацию не удалось.

В 2020 году Смольный пошел на неоднозначный шаг. Чтобы не выплачивать деньги из бюджета напрямую и избегать скандалов в парламенте, компании АО «ЗСД» (принадлежит городу) передали обязательство по выплате компенсаций МСС. Однако ей также открыли для этого кредитную линию в «Евразийском банке развития». Это привело к еще большой закрытости финансовых операций. Деньги теперь запрашиваются АО «ЗСД» у банка в обход органов власти Петербурга и без надлежащего контроля со стороны ЗакСа. Помимо этого, на город ляжет обязательство по выплатам не только компенсаций, но и процентов по кредиту.

Применение такой модели к ШМСД приведет к появлению очередной «большой дороги», на которой петербуржцев будут обирать из-за неконтролируемости тарифов. А если также будет использована схема привлечения банковской кредитной линии, то бюджет города получит нагрузку по выплате очередных процентов по кредиту. Подобная схема удобна лишь бизнесу и абсолютно не в интересах простых жителей. Она лишь создает новый очаг напряженности и подрывает доверие жителей к властям города. Скандальность ЗСД наоборот должна послужить примером для создания прозрачной финансовой модели.