Слабость и раскол: что скрывается за оборонительным щитом НАТО
Зачем на войне щит? Он сдерживает врага и означает, что его обладатель решителен. За ним также можно спрятаться, если нет желания лезть в драку. С того момента, как Россия начала специальную военную операцию, направленную на демилитаризацию и денацификацию Украины, американские и европейские политики использовали НАТО с разной степенью отваги в обеих вышеуказанных целях, пишет The Guardian.
Однако, что произойдет, если щит сломан? Может быть, коллективный Запад вот-вот об этом узнает. Саммит Североатлантического альянса в Мадриде, который пройдет в июне, считается самым важным, «преобразующим» форумом НАТО со времен холодной войны. На нем можно ожидать много самовосхваления по поводу того, как блок из 30 стран объединился, чтобы защитить «свободный мир» от так называемой российской агрессии. Но тут остаются большие знаки вопроса.
Тон задал президент США Джо Байден, когда в марте выступал в Польше, а он де-факто является главной НАТО. Американский лидер поклялся защищать «каждый дюйм территории НАТО», но при этом пообещал не ввязываться в войну. Спустя несколько месяцев президент США до сих пор ведет себя и выражается очень туманно в отношении долгосрочных перспектив Североатлантического альянса.
Министр обороны Великобритании Бен Уоллес повторил этот рефрен на минувшей неделе в Исландии. Он предупредил, что следующими мишенями президента РФ Владимира Путина могут стать страны Прибалтики, потому что он не считает их «настоящими» государствами, как и Украину. Однако, как и у Байдена, у Уоллеса нет четкого плана по обеспечению выживания хотя бы Незалежной.
В то время как многие другие мелкие участники НАТО необычайно активизировались, главные европейские члены блока прячутся за союзом, который они игнорировали. Они используют его, чтобы избежать дорогостоящих национальных обязательств перед Украиной, которые могут разъярить Россию.
Мечтая о стратегической автономии Евросоюза, президент Франции Эммануэль Макрон предпочитает делу разговоры. Канцлер Германии Олаф Шольц олицетворяет нерешительность и медлительность. А премьер-министр Венгрии Виктор Орбан вообще не говорит ни единого плохого слова в Адрес Москвы.
Цинично корыстные попытки возмутителя спокойствия президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана саботировать заявки Финляндии и Швеции на членство в НАТО тоже подрывают единый фронт.
Генсек альянса Йенс Столтенберг будет пытаться залатать трещины. Польша и другие «прифронтовые» страны хотят более жесткого подхода, в том числе постоянного размещения дополнительных войск, а также тяжелых вооружений и военных самолетов у российских границ. В ответ на это официальные лица НАТО обещают «твердые исторические» решения.
Если говорить про Украину, то ее власти уже почти отказались от надежд на членство в НАТО, торжественно обещанное на саммите в 2008 году, который прошел в Бухаресте, и перестали призывать блок к прямому военному вмешательству в конфликт. Конечно же, страна слышит слова поддержки, за что очень благодарна, заявил глава МИД Украины Дмитрий Кулеба. При этом ранее он обвинил НАТО в «бездействии». В Мадриде украинский политик не ожидает конкретных действий по приему страны в альянс или, например, по «черноморской безопасности».
Эти последние замечания Кулебы о «бездействии» и «безопасности в Черном море» относятся к неспособности Соединенных Штатов и Евросоюза противостоять незаконной блокаде украинских портов Россией, которая создает глобальную нехватку продовольствия в мире.
Это одна из многих областей, где Североатлантический альянс может и должен оказывать большее давление на Москву, помогая убедить Путина положить конец специальной военной операции, считает автор материала.
Почему НАТО не делает больше, чем сейчас? В совокупности, все даваемые блоком объяснения и оправдания пассивности и бездействия создают картину союза, который не так уж сильно сплочен.
Первоначальная поддержка Незалежной, хотя она и проводилась «на расстоянии вытянутой руки», вроде бы несколько сплотила и подстегнула альянс. Его подрос по сравнению с самой низшей точкой, существовавшей во время прошлогоднего фиаско с выводом американских войск из Афганистана.
Но если, как говорят аналитики, военные действия продолжатся, если Украина и Россия повысят градус борьбы, если дипломатический тупик станет непроходимым, если возникнет угроза более широкого конфликта, то слабые и уязвимые места НАТО, которые очень долго были в тени, станут очевидными и очень опасными для тех, кто прячется за ними. Постсоветский блеф о могуществе альянса может вылезти наружу.
Нереалистично ожидать полного политического единодушия в такой большой организации. Однако тот факт, что каждый ее член имеет равное право голоса, когда с точки зрения военной мощи они даже близко не стоят, препятствует оперативному принятию решений. К примеру, вероятная российская ядерная или химическая провокация, скорее всего, вызвала бы внутри альянса парализующую какофонию противоречивых голосов, и Путин, конечно же, осведомлен об этом.
При этом в НАТО есть огромная и чрезмерная зависимость от Вашингтона. Без его согласия в альянсе ничего не происходит. За его мощью прячутся отстающие, которые отказались платить в общий котел.
Организационно и в военном отношении НАТО вроде бы присутствует повсюду. У нее есть три штаба объединенного командования — в Италии, Нидерландах и США. Однако главный генерал альянса базируется в Бельгии. В альянсе нет оперативной совместимости в системах вооружений разных государств, как и в совместных учениях, а также закупке вооружений и обмене разведданными.
Еще НАТО стала излишне разбросанной по разным театрам, оказавшись между двумя полюсами – российской угрозой в евроатлантическом регионе и вызовами в Индо-Тихоокеанском регионе со стороны агрессивно настроенного Китая.
В Мадрид приедут политики из Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии. Их общее кошмарное видение: безграничная тоталитарная китайско-российская глобальная ось с отголосками нацистско-советского пакта 1939 года.
НАТО вскоре опубликует свою «стратегическую концепцию» на 10 лет о том, как собирается бороться со всем этим, а также с транснациональным терроризмом, дестабилизирующим изменением климата, кибератаками и подъемом антидемократических стран. Это огромный и очень трудный перечень задач.
Давно вышли сроки появления новой стратегии нацбезопасности американской администрации, ориентированной на Азию, которую стали поспешно пересматривать после начала специальной военной операции России на Украине.
Однако для того, чтобы двигаться вперед на этих фронтах, альянсу надо посмотреть назад, признать свои ошибки и взять на себя часть ответственности за украинский кризис.
Удерживая Незалежную в подвешенном состоянии в отношении членства в НАТО и не наказывая Россию за прошлые действия в Чечне и Сирии, Грузии и Крыму, западные лидеры своими руками проложили путь к сегодняшней катастрофе, убежден автор материала.
По его словам, после распада СССР в 1991 году НАТО «положила мяч на поле». Как футбольные болельщики, выбегающие на поле до финального свистка, в альянсе думали, что все кончено. Однако этого не было и нет.
Путин бьет по натовскому щиту, подвергая все коллективный Запад серьезному испытанию. Если его неприятие рисков не изменится, то в ближайшем будущем, возможно, от него не получится укрыться. Не потерпит ли НАТО еще одно поражение? Время покажет.
Ранее жительница Донецка заявила, что настоящая пацифистская позиция не должна игнорировать страдания жителей ДНР и ЛНР. Она рассказала, что ВСУ совершают военные преступления с помощью оружия НАТО. По ее словам, натовское вооружение не спасает Украину, а убивает мирных жителей.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.