Skip to main content
23 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

Россия склонила на свою сторону весь мир, но этого недостаточно

28 июня, 2022, 15:38
© kremlin.ru

Отчуждение России от Запада с начала 2000-х годов усугубилось, а его кульминацией стал решительный разрыв после начала специальной военной операции на Украине. Претензии Москвы перечислять не надо: расширение НАТО на восток, бомбардировки Сербии в 99-м году прошлого столетия, отказ Джорджа Буша-младшего от Договора по противоракетной обороне и вторжение в Ирак, «цветные революции» в Грузии, Киргизии и на Украине, а также знам6енитая «Арабская весна» 2011 года, когда Кремль увидел в ней американские и европейские попытки насаждения демократии. Американскую поддержку гражданского общества и народных восстаний против деспотов политики из России подают как информационную войну против привычного уклада – и требуют принять энергичные контрмеры. Перспектива вступления Грузии и Украины в Североатлантический альянс стала для РФ красной линией, пишет The National Interest.

Изменит ли российская военная спецоперация на Украине миропорядок? Как минимум в краткосрочной перспективе этот конфликт убедил Европу в агрессивных намерениях Москвы по отношению к своим соседям, укрепил единство НАТО и поддержку демократии, как минимум на Западе. Правда, в остальной части мира критика РФ не такая агрессивная, и это оправдывает разрекламированный разворот президента Владимира Путина на Восток и российскую дипломатию на Глобальном Юге. Та же Азия представляет гораздо более благоприятную среду, и это ускоряет поворот Москвы в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основной стратегический партнер России в регионе – это Китай. На встрече перед началом Олимпийских игр в Пекине Владимир Путин и Си Цзиньпин назвали китайско-российское партнерство «безграничным». Они успели осудить расширение Североатлантического альянса и раскритиковали тягу некоторых стран к односторонним военным преимуществам – они считают, что это без сомнения подрывает глобальную безопасность. В данной трактовке российские опасения безопасности оправданны. Поддержка КНР побудила российского президента к началу специальной военной операции, хотя многие в Пекине выразили сомнения, отметил автор материала.

При этом интересы России и Китая очень тесно переплетены. Оба государства выступают против Четырехстороннего диалога по безопасности (Quad), а также нового альянса AUKUS и индо-тихоокеанской концепции, потому что видят в них попытку привлечь Индию к сдерживанию амбиций Пекина в Тихоокеанском регионе. США считает партнерство РФ и КНР важной угрозой национальной безопасности. Визит президента Джо Байдена в Южную Корею и Японию в мае этого года был призван оживить связи, которые пошатнулись при Дональде Трампе, сплотить союзников в Азии против китайской агрессии и подчеркнуть оппозицию военной спецоперации России на Украине. В Японии Байден сказал, что Вашингтон окажет Тайваню военную поддержку, хотя его помощники уже после заявили, что американский лидер не отказывается от политики «стратегической двусмысленности». Он также продвигает Индо-Тихоокеанскую экономическую структуру (IPEF) – это упрощенная версия Транстихоокеанского партнерства, призванная соперничать с Всеобъемлющим региональным экономическим партнерством КНР и его инициативой, которая называется «Один пояс, один путь».

Пекин и Москва ответили на саммит Quad совместными полетами бомбардировщиков в Японском и Восточно-Китайском морях, показав солидарность и противодействие «свободному и открытому» Индо-Тихоокеанскому региону под руководством Америки. Китайско-российские отношения противостоят односторонним действиям Соединенных Штатов и их господству в мире, а также препятствуют продвижению американской демократии и поддержке гражданского общества, вынуждая тем самым Вашингтон противостоять вызовам на двух театрах военных действий. ВС РФ перебросили войска из Сибири и с Дальнего Востока на Украину как раз из-за того, что были уверены, что восточным рубежам государствам ничто не грозит. Впервые за 100 лет, если не больше, перед Россией не стоят угрозы безопасности на двух фронтах. Напротив, есть вероятность, что озабоченность Запада украинским кризисом подтолкнет КНР к действиям против Тайваня или к агрессии в Южно-Китайском море и вдоль спорной границы с Индией.

Пекин в свою очередь доволен тем, что внимание США теперь приковано к Европе и отвлечено от Индо-Тихоокеанского региона. Правда, российскими боевыми действиями и вопиющим нарушением суверенитета Украины китайские лидеры недовольны. В этом смысле показательно, что власти не горят желанием помогать Москве обходить введенные Западом экономические ограничения. По украинскому кризису КНР расколота – причем как правящая элита, так и общество.

Вдобавок международное взаимодействие Пекину больше на руку, чем Москве, поэтому менять статус-кво Китай не собирается – он не может позволить себе изоляцию от мировых рынков. И если РФ сейчас полна решимости быть своеобразным пакостником и разжигать разногласия, то КНР выбирает стабильность, что в свою очередь позволяет укрепить благосостояние внутри государства и сохранить монополию Коммунистической партии на власть. Правительство понимает, что в долгосрочной перспективе действия РФ на Украине ослабят ее. А всецело поддерживать того, кто окажется проигравшим – вообще не в национальных интересах Китая, пояснил автор материала.

Он добавил, что в других частях Азии поддержка Москвы еще менее однозначна. Авторитарные государства Средней Азии осуждать Россию не собираются. Слабейшим из них – Таджикистану и Киргизии – требуются российские гарантии безопасности для защиты от талибов* и еще более радикальных боевиков ИГИЛ* в Афганистане и Пакистане в Афганистане. В начале этого года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился к ОДКБ за помощью в подавлении беспорядков, которые произошли в Алма-ате. Интересно, что у среднеазиатских стран покрупнее – Казахстана и Узбекистана – есть основания опасаться российского неоимпериализма. Казахстан с его 3,5 млн этнических русских вдоль северных рубежей очень сильно уязвим. На Петербургском международном экономическом форуме, который проходил в июне этого года, Токаев, отвечая на вопрос журналистов, признал фундаментальное противоречие между принципами территориальной целостности и самоопределения ООН. К тому же он не стал признавать независимость ЛНР и ДНР, назвав их «квазигосударственными образованиями».

Индия играет очень важную роль в стратегии Соединенных Штатов в Индо-Тихоокеанском регионе, однако в силу своей давней политики неприсоединения и внешнеполитического упрямства она сопротивляется уговорам Вашингтона и не критикует Москву. Индия воздержалась по всем резолюциям ООН с осуждением РФ и увеличила импорт российской нефти (с хорошей скидкой), хотя она и оказывает Украине гуманитарную помощь.

Большинство азиатских стран, как и Индия, взяли нейтралитет в индо-тихоокеанском соперничестве, даже несмотря на агрессию КНР в Тихом океане.

Усугубит ли украинский кризис тенденцию к расколу мира на демократический и авторитарный лагеря? Джо Байден, видимо, собирается выстроить «сообщество демократий», которое будет основано на свободных и справедливых выборах, уважении прав человека, а также свободе СМИ и верховенстве закона. На Саммите демократий, который состоялся в конце прошлого года, президент США сказал, что его страна обновит свою систему и покажет пример всему остальному миру. К тому же американский лидер призвал к коллективным действиям, которые должны помочь противостоять глобальному упадку демократии, назвав его «главным вызовом нашего времени». Угроза действительно есть. В докладе за этот год неправительственная организация Freedom House заявила о 16-летнем упадке демократии и отметила, что глобальный порядок сейчас приближается к переломному моменту. Если защитники демократии не будут работать вместе, чтобы отстоять свободу для всех, то в мире воцарится авторитаризм.

* запрещенные в России террористические движения/организации и их представители

Ранее в Китае заявили, что НАТО не сможет помешать России выполнить цели ее военной спецоперации. Скоро США и их союзники столкнутся с необходимостью признания законных соображений безопасности РФ в Восточной Европе.