Профессор Ван Сяньцзюй назвал контрмеры, которые Россия противопоставит очередному расширению НАТО
Генсек НАТО Йенс Столтенберг недавно заявил, что если Финляндия и Швеция не смогут удовлетворить требования Турции, то маловероятно, что они станут кандидатами на вступление в Североатлантический альянс на саммите, который пройдет 28 июня. Некоторые эксперты считают, что ключевой голос Турции может помешать очередному раунду расширения НАТО. Однако Россия не может делать ставку только на турецкое вето. Какие еще контрмеры остались у Москвы? На этот вопрос постарался ответить обозреватель «Хуаньцю шибао» Ван Сяньцзюй.
По его мнению, если взглянуть на недавние действия России, то можно понять, что она противостоит новому раунду расширения НАТО, который должен стать шестым по счету. Москва уже сейчас принимает многосторонние меры.
Во-первых, Россия сделала заявление, что расширение НАТО повлечет за собой последствия. С одной стороны, Москва напомнила Финляндии и Швеции, что не стоит неверно оценивать ситуацию, отметив, что «неправильное решение» усилит региональную напряженность и не укрепит безопасность этих стран. С другой стороны, РФ сделала акцент на том, что размещение объектов военной инфраструктуры Североатлантического альянса на территории Финляндии и Швеции неизбежно приведет к ответной реакции с ее стороны. Москва будет вынуждена укреплять свою сухопутную, военно-морскую и воздушную мощь в Балтийском регионе, а о «статусе денуклеаризации региона Балтийского моря» говорить в принципе будет невозможно.
Во-вторых, Россия сделала ряд новых шагов по дальнейшему усилению роли Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Так, в середине апреля возглавляемая РФ ОДКБ провела заседание Военного комитета, чтобы «обменяться мнениями о военно-политической ситуации», а также договориться о координации совместных действий по устранению военных угроз. На совещании решили, что этой осенью проведут совместные военные учения ОДКБ в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. Кроме того, 16 мая в Кремле прошла встреча лидеров 6-ти государств-членов ОДКБ, на которой обсудили укрепление сотрудничества и совершенствование системы коллективной безопасности. Президент России Владимир заявил, что нужно наращивать взаимодействие с естественными партнерами по Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также Содружеству Независимых Государств (СНГ). Он предложил предоставить СНГ статус наблюдателя при ОДКБ.
В-третьих, Москва теперь уделяет больше внимания взаимодействию с ШОС. Исполняя роль страны-председательницы в ШОС в 2020 году, РФ выступала за проведение совместного заседания глав Минобороны государств-членов ШОС, СНГ и ОДКБ. В сентябре 2020-го три организации провели первые совместные антитеррористические учения, которые получили название «Кавказ-2020». После полного вывода сил Соединенных Штатов и НАТО из Афганистана в сентябре 2021 года впервые состоялся саммит глав государств-членов ШОС и ОДКБ, на котором произошел обмен мнениями о ситуации в этом регионе. Недавно генсек ОДКБ Станислав Зась встречался со своим коллегой из ШОС Чжан Мином. На этой встрече он заявил о важности построения «единого пространства безопасности». Некоторые аналитики полагают, что в условиях обострения конфликта между РФ и США с Евросоюзом, а также дальнейшего расширения НАТО сотрудничество ОДКБ и ШОС в будущем может распространиться на большее количество областей.
В-четвертых, Россия принялась развивать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Перед лицом «адских» санкций, как их называют на Западе, Москва придает все большее значение роли ЕАЭС. Так, на следующий день после начала специальной военной операции на Украине – 25 февраля – премьер-министры стран-участниц ЕАЭС провели совещание, на котором обсудили экономическую ситуацию и укрепление сотрудничества, а также представили некоторые меры по стабилизации внутреннего рынка. В конце мая прошло заседание Высшего совета Евразийской экономической комиссии – высшего органа ЕАЭС. По его итогам было сделано заявление:
«Евразийский экономический союз должен развивать свои геоэкономические преимущества».
Конечно же, выжимая максимум из использования этих контрмер, Россия в то же время сталкивается со сдерживающими факторами.
Во-первых, США пытаются переманить страны Центральной Азии на свою сторону. Вскоре после того, как РФ начала военную спецоперацию, Вашингтон провел встречу министров иностранных дел «C5+1» с пятью странами Центральной Азии. Встреча проходила в формате видеоконференции. Стороны договорились укреплять сотрудничество в сфере экономики и безопасности. Государственный секретарь США Энтони Блинкен даже заговорил о размещении американских военных баз в Центральной Азии, правда, ответа не получил. В начале марта делегация Узбекистана во главе с министром иностранных дел Абдулазизом Камиловым прибыла в США. В апреле президент Джо Байден на встрече с послом Казахстана заявил, что Вашингтон продолжит осуществлять конструктивное сотрудничество с Нур-Султаном. Кроме частого взаимодействия в дипломатической сфере, Соединенные Штаты и государства Центральной Азии укрепляют сотрудничество в экономической. Так, Узбекистан и США сотрудничают в сферах экономического развития, а также модернизации сельского хозяйства и здравоохранения. В последние месяцы стороны проявляют большой интерес к совместному строительству железнодорожной линии «Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар». В 2021 году американские инвестиции в Казахстан выросли на 45%, и теперь в этой стране работают более 700 компаний из США.
Во-вторых, ЕС и Япония тоже активно сближаются со странами Центральной Азии. В начале марта Узбекистан приступил к реализации «Многолетней индикативной программы для расширения сотрудничества между Европейским союзом и Узбекистаном на 2021−2027 годы». В рамках программы в период с 2021 по 2024 год Европейский союз предоставит Украине 83 млн евро безвозмездной помощи на совместно разработанные проекты сотрудничества, а также техническую помощь, поддержку гражданского общества и развитие прав человека. В апреле министр иностранных дел Японии Ёсимаса Хаяси в онлайн-режиме провел встречу с министрами иностранных дел пяти стран Центральной Азии. ЕС и Япония —союзники США, поэтому цель их укрепления сотрудничества с Центральной Азией очевидна.
В-третьих, есть разногласия между ОДКБ и странами Евразии по поводу отношения к украинскому кризису. За проект резолюции, осуждающей РФ, на 11-ой чрезвычайной специальной сессии Генассамблеи ООН, которая состоялась 2 марта, проголосовали Грузия и Молдова; Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан воздержались, а Армения, Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан не приняли участия в голосовании. Вдобавок Казахстан и другие государства выступили против ввода войск ОДКБ на Украину. Нур-Султан заявил, что не будет участвовать в санкциях против Москвы, но также не станет помогать ей уклоняться от них. Принимая во данные эти разногласия, президент Белоруссии Александр Лукашенко призвал ОДКБ «сплотиться».
В связи с тем, что напряженность между Россией и Украиной не спадает, США, совершенно точно, будут еще сильнее стараться подкупить страны Центральной Азии, стараясь перетянуть их на свою сторону, чтобы еще сильнее надавить на РФ. Центральноазиатские государства станут и впредь проводить полицентрическую и взвешенную внешнюю политику, исходя из своих интересов. Однако в целом в игре сверхдержав, развернувшейся в Центральной Азии, Россия до сих пор имеет очевидные преимущества, причем ее влияние превышает влияние западных стран. Это обусловлено различными факторами, например, историей, геополитикой, национальными интересами, а также региональными механизмами. Автор материала убежден, что за короткий срок эту ситуацию изменить не получится.
Ранее политолог Сергей Наумов заявил, что западным партнерам нужно заниматься своей экономикой, а не пытаться разрушить чужую. В Европе растут цены на продукты, топливо и электроэнергию, а они вводят новые санкции, усложняя жизнь населению своих стран.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.