Политолог Станкевич рассказал, когда и чем закончится военная спецоперация России на Украине
У конфликта на Украине в целом нет военно-технического решения. Никакое вооружение не принесет Киеву победу и не усилит его переговорной позиции. Однако эксперименты с «чудо-оружием» могут привести к очень плохому сценарию, к худшему из всех возможных, заявил в интервью изданию «Украина.ру» политолог Сергей Станкевич.
По его словам, в любом военном конфликте, как учил классик военной теории Карл фон Клаузевиц, очень важно, чтобы правительства воюющих стран формулировали для себя политическую цель, соразмеряли ее со своим совокупным потенциалом, а после — в дыму и громе сражений — не теряли политической целесообразности. Именно политика должна подчинять себе специфическую логику войны. В противном случае стоит ждать поражения или «победы», которая окажется даже хуже.
Станкевич обратил внимание на политическое целеполагание сторон в украинском кризисе. Со стороны российских властей пока что прозвучала лишь одна предметная материальная цель: обезопасить Донбасс. К этому добавлялось пару политических условий, адресованных Украине, копия — в США. Одни из них понятны — внеблоковость и нейтралитет Незалежной, ограничения на военный потенциал и т. д., а другие – пока что не очень.
Ряд политиков, экспертов и публицистов из России ежедневно озвучивают самые разные, в том числе фантастические идеи перекройки европейских границ и построения геополитических замков. А правительство о практической стороне дела отмалчивается, пока это еще можно делать.
В мае-июне этого года — после последнего раунда переговоров государственных делегаций России и Украины в Стамбуле — позиция киевских властей и союзников с Запада последовательно менялась.
Политолог даже составил краткое досье намерений.
- Все взять силой.
Сначала должно последовать полное возвращение территорий, в том числе Донбасса и Крымского полуострова, а затем уже переговоры. Такого мнения придерживает Владимир Зеленский.
- Победить в сражении, без уточнений по территориям.
Цель западных поставок вооружений — помочь Украине победить Россию на поле боя, а потом уже можно ждать переговоров. Об этом говорят Джо Байден, Борис Джонсон и Джозеп Боррель.
- Истощить и максимально ослабить Россию в ее специальной военной операции.
Цель — не победить Россию в «горячей» войне, но обязательно добиться ее «максимального истощения» вплоть до невозможности вести боевые действия, а потом, конечно же, переговоры. Так считают Ллойд Остин и Бен Уоллес.
- Переговоры должны проходить не «потом», а в ближайшее время, но с позиции силы.
Цель — как можно быстрее закончить конфликт путем переговоров. Однако для этого надо помочь Украине занять сильную позицию. Об этом заявил Йенс Столтенберг.
- Переговоры с уступками.
Со стороны Запада недопустимо навязывать Украине «плохой мир» с уступками, потому что это станет катастрофой. Считает Борис Джонсон.
Лишь сама Украина может найти формулу урегулирования на мирных переговорах. Уступки не исключены. Медлить нельзя. Так говорят Эммануэль Макрон, Олаф Шольц и Марио Драги.
- Возвращение к статус-кво до 24 февраля 2022 года, то есть до начала военной спецоперации России.
Переговоры с Москвой об урегулировании «возобновятся в августе» на фоне возможного контрнаступления Вооруженных сил Украины. Возврат к ситуации до 24 февраля 2022 года — «минимально жизнеспособная договоренность». После — поиск финального «политического соглашения». Об этом заявил Давид Арахамия.
Станкевич отметил, что это незавершенное скольжение от миража к необходимости происходит очень медленно. А цена промедления — жертвы и разрушения, масштабы которых растут с каждым днем.
При этом у сторонников позиции мир лишь с позиции силы до сих пор сохраняются надежды на два чуда: на «чудо-санкции» и на «чудо-оружие».
На саммите G7, который прошел в Баварии 26-28 июня, пытались отыскать «последние и окончательные» экономические ограничения, которые могли бы заставить РФ капитулировать. Пока что родился лишь запрет на экспорт российского золота, который в «недружественные страны» и так не осуществляется.
Здесь главным пострадавшим можно назвать Великобританию — на нее по сей день приходилось порядка 80% российского золотого экспорта. Лишь в прошлом году Лондон купил у Москвы драгоценных слитков на 15,5 миллиарда долларов с целью неплохого заработка на биржевых операциях. Однако теперь с этим покончено.
России, конечно же, нужно спасти свою золотодобывающую отрасль и 6 аффинажных заводов, закупая их продукцию в государственный резерв. Но в будущем, вероятнее всего, страна сможет проложить компенсирующие торговые пути в Азию и на Ближний Восток. То есть золотая пуля прошла мимо.
Главную санкционную ставку НАТО делала на «нефтяную удавку»: полное эмбарго на экспорт нефти из России. Запад хотел убить самую крупную доходную статью в российском бюджете. Когда там поняли, что этого сделать не получится (до конца года перекроют лишь морскую торговлю с Евросоюзом), а выручка у Москвы, наоборот, увеличивается из-за заоблачных цен, возникла другая идея.
Вечный соблазн — убить двух зайцев сразу. Разрешить торговлю нефтью из России, но при этом установить низкий потолок цен. В мире станет много дешевого черного золота. На Западе цены на топливо снизятся, инфляция станет более приемлемой, а у России на низких ценах усохнет бюджет.
Проблема в том, что эксклюзивный потолок цен на покупку нефти лишь из РФ невозможно распространить на весь мир. К тому же такой произвол нельзя глобально администрировать. Нефтяная петля тоже не затянулась, пояснил политолог.
Если говорить про «чудо-оружие», то в его качество сначала не сыграла ставка на «байрактары» и «джавелины», а потом на гаубицы с символом 777. Теперь военного перелома Вооруженные силы Украины ждут от дюжины дальнобойных американских РСЗО. На горизонте маячит объявленное США намерение поставить Киеву современную дальнобойную систему ПВО с функциями ПРО. Видимо, чтобы сбивать российские самолеты и ракеты за пределами территории Незалежной.
По мнению Станкевича, у украинского конфликта нет военно-технического решения. Никакое оружие не принесет ВСУ и киевскому режиму военной победы и не усилит переговорные позиции.
Эффект от экспериментов с «чудо-оружием» возможен лишь один. Локальная гонка вооружений по принципу «вызов — ответ» подтолкнет Москву к применению новых, более смертоносных средств из накопленного арсенала, в том числе, возможно, тактических ядерных зарядов. В результате конфликт может стать мировым и даже ядерным.
Теперь все решает время. Этот ресурс измеряется не хронометром, а скоростью стратегического истощения. Кто раньше пройдет критический порог истощения, тот и проиграет, резюмировал политолог.
Ранее LIVE24 сообщало, что у границ РФ находится 8 натовских батальонных групп. Общая численность военнослужащих в них составляет более 9,6 тысячи человек.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.