Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Почему сегодняшний конфликт России и НАТО напрямую связан с историей послевоенных лет

31 января, 2022, 10:46
© kremlin.ru

Десять дней назад, 21 января, состоялась встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Энтони Блинкена в Женеве. Обсуждение прошло неоднозначно, а американский дипломат отметил, что единственное возможное «человеческое объяснение всей этой ситуации» заключается в том, что Соединенные Штаты и Россия по-разному смотрят на историю.

«Самым больным» для России сейчас является вопрос о расширении НАТО и его сотрудничестве с Украиной. Еще на своей ежегодной пресс-конференции в декабре президент РФ Владимир Путин напомнил, что в 1990 году госсекретарь Штатов Джеймс Бейкер пообещал, что военные силы не станут распространяться на восток.

«Ни пяди на восток, — говорили нам в девяностых. – Ну и что получилось? Они обманули, просто нагло обманули нас!»,

возмутился Путин.

Профессор истории и международных отношений Мэри Элиз Саротт еще прошлой осенью опубликовала книгу с названием «Ни одного дюйма: Америка, Россия и тупик, возникший после окончания холодной войны». В ней она рассуждает в том числе и о заявлении Бейкера. В первую очередь исследовательница указывает на период, когда эта фраза была озвучена – начало 90-х, которое запомнилось падением Берлинской стены и решением будущего Германии. В этой дискуссии СССР имел право голоса, так как являлся одним из официально признанных победителей во Второй мировой войне.

Западногерманские руководители больше всего были заинтересованы в получении согласия Москвы на воссоединение Германии, а потому очень хотели успокоить Кремль в вопросе о НАТО. Именно тогда министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер заявил, что «расширения территории НАТО на восток, то есть ближе к границам Советского Союза, не произойдет».

В феврале 1990 года госсекретарь Бейкер отправился в Москву, где провел встречу с Михаилом Горбачевым. И именно тогда прозвучал вопрос, адресованный советскому лидеру:

«Предпочли бы вы видеть объединенную Германию вне НАТО, независимую и без американских войск, или вы бы предпочли объединенную Германию, привязанную к НАТО, с гарантиями того, что альянс не сдвинется ни на дюйм к востоку от его нынешнего положения?».

Саротт утверждает, что в тот момент Бейкер выдвинул собственную, обновленную версию предложения компромисса Геншера. Госсекретарь понимал, что оглядываясь на события сорокалетней давности, а также на фоне «холодной войны» Союз предпочел бы видеть «заякоренную» в многостороннем союзе Германию, а не ее самостоятельное присутствие.

Еще один момент, на который указывал Кремль указывал неоднократно – это соглашение России и НАТО, подписанное Борисом Ельциным в мае 1997 года. Тогда к альянсу присоединились прибалтийские страны, а также государства Центральной и Восточной Европы.

«Нынешнее требование Путина — явно провокационное и нереалистичное — состоит в том, чтобы НАТО вывела свою военную инфраструктуру из государств, присоединившихся к альянсу после соглашения 1997 года»,

пишет The New Yorker.

В результате США и Германия настаивали на противоположных мнениях. Штаты утверждали, что Ельцин ошибся, и НАТО может действовать на территории стран Восточной Европы, а МИД Германии лишь отчасти согласился с американцами, признав, что претензии со стороны РФ содержат «политическую и психологическую основу», к которой нужно относиться серьезно.

В конце концов, Саротт заключила, что весь процесс расширения НАТО, который не ограничился лишь двумя этими историческими пунктами и продолжается до сих пор, был схож с «опьяняющим чувством».

Сегодняшние западные ориентиры, которые там считают устоявшимися, у Владимира Путина вызывают сомнения и уверенность в том, что их нужно менять. По мнению Саротт, Путин рассматривает Горбачева, «как плохого переговорщика», а затем оценивает то, что «натворил Ельцин» и мечтает «добиться большего успеха, чем эти ребята», ведь тогда его имя точно попадет в историю не только России, но и половины земного шара.

В результате от попыток Путина добиться наиболее выгодной сделки по НАТО страдают не только жители Украины, наблюдающие флаги российской армии на своих границах, но и сами россияне – мирные граждане, не желающие участвовать в войне или хотя бы наблюдать, как она разворачивается.

Сегодняшние события заставляют многих экспертов думать, что на самом деле Соединенные Штаты играют ключевую роль в украинско-российском конфликте. Начиная с аннексии Крыма, отношения между Киевом и Москвой достигли своей критической точки, поэтому попытка противостояния друг другу – совсем не новость для обоих государств. Однако раньше конфликт касался только украинской и российской стороны, а теперь в обсуждения оказались вовлечены Штаты и Североатлантический альянс.