Skip to main content
26 апреля, 2024
$ 92.13
98.71

Названы 7 самых опасных ракет класса «воздух – воздух»

24 мая, 2022, 18:50

С начала 50-х годов прошлого столетия ракеты класса «воздух – воздух» стали считать лицом воздушного боя будущего, а после первого применения ракет видимого диапазона с инфракрасным наведением, которое состоялось в 1958 году над Тайваньским проливом, государства все активнее внедряют системы с радиолокационным наведением, которые позволяют поражать цели на расстоянии десятков километров, пишет Military Watch Magazine.

© pixabay.com

В этом веке возможности ракет класса «воздух – воздух» большой дальности – главный фактор боеспособности истребителей. Хотя некоторые аналитики говорят, что в затяжной войне более актуальными будут являться боевые действия на расстоянии видимости, так как широкомасштабные контрмеры сведут на нет смертоносность атак издалека, ракеты для поражения целей за пределами дальности визуальной видимости – до сих пор основной показатель возможностей авиации и решающий фактор боев в воздухе.

В связи с тем, что боевым испытаниям против пилотируемых летательных аппаратов конструкции ракет после окончания холодной войны между США и Советским Союзом почти не подвергались, то рейтинг и оценка 7 наиболее боеспособных ракет, которые стоят на вооружении некоторых стран сейчас, строится на их характеристиках и возможностях.

PL-XX (КНР)

Эта ракета поступила на вооружение в 2015 году вместе с PL-10 малой дальности и PL-15 большой дальности. По словам автора материала, PL-XX – это самая загадочная из ракет класса «воздух – воздух» нового поколения, которая есть у Китая.

Если PL-15 – главное оружие китайских истребителей против маневренных целей такого же размера, то PL-XX предназначена для поражения более крупных целей, например, вражеских бомбардировщиков, грузовых самолетов, заправщиков и т. д.

PL-XX имеет дальность действия 500 километров (самая большая в мире на данный момент). Кроме того, она использует большой радар с антенной решеткой с автоматическим электронным сканированием (АФАР), а также инфракрасные датчики, что мешает противнику уклоняться и вводить в заблуждение с помощью инфракрасных ловушек и электронных средств противодействия.

Р-37М (Россия)

Разработка Р-37 стартовала еще в конце 80-х годов прошлого столетия. Ей должны были оснастить перспективные тяжелые перехватчики МиГ-31М. С отменой программы в 1994-м ракету хотели использовать для модернизации старых поколений МиГ-31, однако и эти планы не сбылись, так как грянул экономический кризис. Только в начале 2010-х годов, когда МиГ-31 стали модернизировать благодаря авионике и датчикам следующего поколения, на вооружение поступила улучшенная модификация Р-37М.

МиГ-31 способен нести по 6 таких ракет, а истребители Су-35 и Су-30СМ – по 4. Р-37М – самая быстрая из всех ракет класса «воздух – воздух». Она может развить скорость 6 махов, несет огромную 60-килограммовую боеголовку и поражает цели на расстоянии до 400 километров.

К-77М (Россия)

С распадом СССР разработка новых поколений ракет класса «воздух – воздух» сильно замедлилась. Основная часть истребительных подразделений была вынуждена полагаться на советские Р-27 без активного радиолокационного наведения.

А вот ракета К-77М с обрезанными стабилизаторами для запуска из внутренних отсеков истребителей-невидимок разрабатывалась как прорыв для нового поколения российских истребителей. Она имеет приличную дальность полета 200 километров и одна из немногих использует радар с АФАР.

Аналитики считают ее самой боеспособной среди ракет стандартного размера, которые запускаются с истребителей, хотя она пока что была замечена только в одном российском подразделении, чья численность далека от полной.

PL-15 (КНР)

Поступившая на вооружение в 2014 году PL-15 – одна из первых ракет воздушного боя с радаром АФАР, а также расчетной дальностью полета 200-300 километров. Боеприпас используется почти всеми истребительными подразделениями, поступившими на вооружение с середины 2010-х годов.

PL-15 – производная и потомок PL-12, поступившая на вооружение в начале 2000-х годов. Однако она не имела радара с АФАР, а дальность составляла лишь 100 километров. При этом PL-15 внедряется в ВВС КНР все шире не только из-за того, что на замену старым самолетам приходят новые, но также в связи с тем, что старые (к примеру, J-11B) приобретают совместимость благодаря новым датчикам и авионике.

Уже ходят слухи о преемнике PL-15, который может появиться в конце 2020-х или начале 2030-х годов, а к тому времени китайские инженеры точно улучшат характеристики ракеты.

Meteor (Европа)

Эта ракета является совместной разработкой Великобритании, Германии, Швеции, Франции, Италии и Испании. Она задумывалась, чтобы превзойти AIM-120 (США). Интересно, что в ней, в частности, использовались ключевые американские технологии.

Meteor получила отличные характеристики. Тут сказались огромные инвестиции. Однако ее экономическая целесообразность до сих пор находится под большим вопросом: ракета недоступна для широкого использования, и ВВС Европейского континента не спешат ставить ее на вооружение.

На Западе Meteor принято считать самой боеспособной ракетой класса «воздух – воздух». Правда, несмотря на сроки разработки и большой ценник, ожидается, что ее быстро догонят, так как Соединенные Штаты переходят к разработкам следующего поколения, которое придет на смену AIM-120.

AIM-120D (США)

Поступившая на вооружение США в 2014 году AIM-120D будет являться последним вариантом ракеты AIM-120. На боевом дежурстве она находится с 1991 года. На смену этой ракете придет AIM-260.

Предполагалось, что в новой модели инженеры установят радар с АФАР, аналогичный китайской PL-15, но в результате от этой идеи отказались ради экономии. Дальность полета новой ракеты увеличилась: от 70 километров для AIM-120A/B и 100 километров для первых вариантов AIM-120C до 160-180 километров для AIM-120D.

На данный момент AIM-120C и AIM-120D – основное вооружение воздушного боя для американских истребителей F-35, F-15EX и F-18E Block 3.

Fakour 90 (Иран)

Это производная американской ракеты AIM-54 Phoenix, сделанная Ираном. Во времена холодной войны было принято считать, что она намного опередила свое время и была самой боеспособной ракетой класса «воздух – воздух». К тому же Phoenix первой в мире использовала активное радиолокационное наведение, чтобы вести бой в воздухе.

AIM-54 использовалась только ВМС США и ВВС Ирана, но с тех пор была снята с вооружения. При этом Fakour 90 сильно улучшила ее возможности, модернизировав самый боеспособный иранский истребитель F-14 Tomcat.

Если сравнивать с AIM-54, то у Fakour 90 дальность полета выросла со 190 до 250 километров. При этом высокую скорость исходной ракеты – 5 махов – удалось сохранить.

Ранее в Минобороны РФ заявили, что на космодроме «Плесецк», расположенном в Архангельской области, был проведен первый в рамках госиспытаний пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат».



";