Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Кто разрушил миф о неуязвимости американских «стелсов»

Как Югославия уничтожила американский бомбардировщик F-117
27 марта, 2024, 10:59
© Staff Sgt. Aaron Allmon II / wikipedia.org

Североатлантический альянс в 1999 году в течение трех месяцев устраивал регулярные бомбардировки Югославии. Силы НАТО совершили 30 000 ударов с помощью 1 150 самолетов, а также выпустили 1 300 крылатых ракет и сбросили 37 000 кассетных бомб. Это привело к разрушению 25 000 жилых домов, сотен километров дорог, смерти 1 000 военных и сотрудников полиции, а также 4 000 тысяч мирных жителей.

Несмотря на явное военное превосходство НАТО, югославская ПВО совершила по меньшей мере один удивительный поступок, который до этого считался невозможным.

Первый «стелс»

В авиации НАТО, используемой для бомбардировок, самолет F-117 Nighthawk («Ночной ястреб») занимал особое место. К тому времени он уже ни раз принимал участие в различных операциях, таких как вторжение в Панаму, война в Персидском заливе и удары по Багдаду, а также операции «Лис пустыни» в 1998 году против Ирака.

F-117 — это первый самолет, который был создан по концепции малозаметности, что стало революцией в военном авиастроении и задало тенденцию на многие десятилетия вперед.

Для производителя Lockheed этот проект стал судьбоносным. В 70-х годах прошлого столетия компания столкнулась с серьезными финансовыми проблемами, а конкурс на создание первого «стелса»  оказался для нее лучом надежды.

Победу в тендере удалось одержать благодаря идеям советского физика Петра Уфимцева, который рассуждал, как форма самолета влияет на его обнаружение радарами. Эти идеи во многом определили дизайн F-117.

Тотальная секретность

Сегодня американские вооружения обычно рекламируются заранее, но в те времена все было по-другому. F-117 разработали и приняли на вооружение очень быстро, но его существование США признали только спустя несколько лет. Даже название самолета сигнализировало о секретности проекта, пишет РИА Новости.

F-117, несмотря на свою классификацию как бомбардировщика, был поставлен в эскадрильи истребителей, чтобы сохранить его настоящее назначение в секрете. В результате США получили одноместный бомбардировщик с высокой грузоподъемностью и дальностью полета, но скорость была снижена для повышения незаметности.

F-117 успешно выполнял бомбардировки, оставаясь невидимым для противника.

«Инцидент класса А»

С этим самолетом, которым управлял ветеран «Бури в пустыне» подполковник Дейл Зелко, столкнулась 3-я батарея 250-й ракетной бригады противовоздушной обороны под командованием полковника Золтона Дани.

Все произошло 27 марта 1999 года, когда погодные условия не позволяли отправить вместе с F-117 самолеты сопровождения, как это обычно делалось.

Советский комплекс С-125 «Нева» с радарами П-12 «Енисей» и П-18 «Терек» обнаружил американский самолет, но его дальность была недостаточной. Однако «стелс» все же удалось сбить, когда он находился на удалении 23-х километров. Самолет рухнул у деревни Буджановцы. Пилот катапультировался и был спасен натовской группой.

Инцидент классифицирован как «класс А», самолет не подлежал восстановлению. Авиаудар по месту падения обломков был отменен из-за присутствия журналистов. Сейчас остатки F-117 выставлены в Музее авиации в Сербии. Именно этот случай разрушил миф о неуязвимости американских «стелсов».

Ранее в США восхитились российским истребителем Су-35.