Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Каковы юридические обоснования закрытия Турцией двух проливов для военных кораблей РФ

02 марта, 2022, 17:05
© Pexels

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу закрыл проливы Босфор и Дарданеллы для военных кораблей РФ. Для этого местное правительство воспользовалось правом Анкары в соответствии со статьей 19 Конвенции Монтрё от 1936 года.

Однако позднее возникла путаница с юридическими полномочиями на закрытие проливов в соответствии с международным правом, после чего Анкара заявила, что остановить проход российских военных кораблей не может. Еще позже турецкое правительство уточнило, что речь идет о возвращающихся в порт военных судов РФ.

В связи с этим возник вопрос: насколько справедливы такие действия Турций с точки зрения закона. По своему усмотрению страна может закрывать проливы для военных кораблей любых стран, принимающих участие в военном конфликте, а также при «неминуемой опасности войны». Однако на закрытие проливов для нейтральных военных кораблей, которые не участвуют в российской спецоперации и не несут угрозы самой Турции, власти страны не имеют права. Это выходит за рамки полномочий Анкары.

В случае, если Турция все же превысила свои законные полномочия, необходимо засвидетельствовать факт нарушения международного долга, в результате чего Анкара подлежит юридической ответственности.

Проливы Босфор и Дарданеллы являются внутренними водами Турции, пишет профессор международного морского права Джеймс Краска специально для американского издания Foreign Policy. А вот Черноморские проливы используются для международного судоходства. По этой причине Анкаре приходится удерживать равновесие между собственным правом на суверенитет и обязанностями перед международным сообществом.

Согласно существующим правилам, Россия, являясь причерноморским государством, имеет привилегию на транзит через проливы Черного моря для возвращения своих военных кораблей на базы. Если Анкара сама является стороной конфликта, то турецкие власти вправе закрыть проливы для любых военных кораблей. В случае, когда Турция не находится в состоянии войны, но считает, что стоит перед непосредственной угрозой начала боевых действий, она может закрыть проливы по собственному усмотрению. Именно это приложение турецкое правительство и применило 28 февраля. В результате проливы оказались закрыты для всех военных судов любых государств.

Это решение обусловлено тем, что некоторые нейтральные государства могут помогать одной из сторон конфликта. Так, например, военные суда НАТО могут снабжать украинские силы разведданными, увеличивая риск конфликта на пороге Турции. Эти шаги могут вовлечь государство в войну.

Однако этот аргумент весьма натянут, поскольку закрытие проливов создает неудобный прецедент для всех нейтральных государств, не принимающих участие в конфликте между Россией и Украиной. В результате это решение может нарушить права судоходства, так как складывается впечатление, что Турция вовсе не пытается способствовать деэскалации военных действий.

Ранее LIVE24 сообщало, как отключение России от системы SWIFT отразится на мировой экономике и глобальной торговле.