Как Uber захватил всю Европу, но сломал зубы о Россию
Британская газета The Guardian получила в свое распоряжение 124 тысячи электронных писем, которыми обменивалась верхушка компании Uber. Сегодня это один из двух главных бизнес-скандалов в США, если не на Западе в целом. Второй — как глава Tesla и SpaceX Илон Маск сначала хотел купить Twitter, а затем отказался от сделки. В принципе, оба скандала об одном и том же — об огромных финансовых пузырях вокруг узкого сегмента сферы услуг.
Что касается России, то вот заголовок из The Washington Post: «Как Uber обхаживал богатых и могущественных россиян, но все равно провалился». Это смешной материал, потому что его автор сам не понимает, о чем пишет и что действительно случилось. А пишет он о том, как между 2014 и 2016 годом, горящий энтузиазмом тогдашний глава Uber Тревис Каланик, отдал своре подчиненных указание: будем брать Россию — нужны 20 человек, которые стоят как можно ближе к президенту Владимиру Путину. То есть вся верхушка российской власти. Она поможет расшвырять конкурентов на местном рынке такси. Денег жалеть не надо.
Делал это Каланик не только в нашей стране. Например, он пытался взять Францию. Там главным лоббистом интересов американской компании стал Эммануэль Макрон, тогда еще не президент, а лишь министр правительства. Собственно, зачем нужен такой персонаж где-то наверху — ладно еще контакты с местной деловой верхушкой, там кто-то может войти в долю, а ручной политик-то зачем?
Вот за этим: во Франции, как и в России, Uber требовала принять закон, который наделял ее особыми правами. В случае с Парижем речь шла об отмене для ее таксистов местных правил по охране труда, в случае с Москвой — об их праве работать без лицензии и не красить авто в желтый цвет, пишет РИА Новости.
И вот здесь как раз можно почувствовать разницу. Во Франции у Каланика получилось все, а в России — ничего. Или, словами той публикации в The Washington Post, после долгих мучений Uber «фактически ушел из страны». В Китае произошло то же самое.
То, что для западников врать — как для птицы летать, всем хорошо известно. И ведь могли бы придумать коррупционную версию «дела Скрипалей», однако фактов и даже полуфактов не было, поэтому приходится долбить поверженную корпорацию простой мыслью: все, кого пытался обхаживать Uber в России, теперь находятся под западными санкциями — и так будет с каждым, кто хочет иметь дело с «этой страной».
Что произошло в России с неукротимым Калаником? Здесь нужно посмотреть, как он работал. Первым делом в таких случаях, по американским правилам, необходимо провести презентацию с лазерной указкой и обещанием победить пробки на дорогах, а затем — то самое: личная встреча со всей верхушкой страны. Здесь как раз во вскрытой переписке менеджмента компании идут панические крики: а не слишком ли это похоже на коррупцию — по американским законам?
Но в России, видимо, от этой ситуации есть иммунитет, которого нет у французов. Все, кто пережил 90-е годы и хоть как-то был причастен к бизнесу, точно могут вам сказать, как это было. Вокруг наезжавших в РФ титанов глобального бизнеса так и вились персонажи, говорившие: да я в семье президента Бориса Ельцина принят в ближний круг. Вы хотите уже через неделю оказаться за одним столом с таким-то человеком? Я вам это без проблем устрою, правда, стоить будет дорого. А о чем вы за этим столом станет разговаривать — не мое дело.
И вот та статья очень подробно описывает, за каким столом и с кем оказывалось в 2014-2016 годы правление Uber. А дальше — нам-то, в отличие от автора статьи, понятно, что люди «с самого верха» смотрели на титанов глобального бизнеса, слушали их предложения — и, видимо, вздыхали от скуки: много есть в России таких. В итоге – ничего.
А ведь такие усилия были брошены для прорыва «на самый верх». ЕА еще есть британская часть скандала — там свести глав компании с влиятельными россиянами, через вечеринки в Давосе, помогал еще экс-министр правительства, а сейчас лорд Питер Мандельсон. Всего в похищенной переписке фиксируется факт примерно 100 встреч на высшем уровне (бизнеса или власти) и отслеживается список из более чем 1,8 тысячи «акционеров» — именно в кавычках — на самом деле агентов влияния из числа действующих или бывших чиновников высокого ранга, а также институтов и политических организаций. Это не только в нашей стране, а в 24-х государствах. И в каждой теперь скандал. Можно представить масштаб денег, которые были брошены на оттеснение местных таксистов от работы.
Во Франции, например, возникла угроза, что местные таксисты будут просто избивать своих конкурентов. И все тот же Каланик сказал: ну и ладно, драка хороша для бизнеса.
И ведь это лишь такси, вы нажимаете кнопку в приложении и едете. Можно себе представить, что творится с бизнесом покрупнее — медицинским или нефтегазовым. Какие там средства и методы употребляются для захвата рынков?
Проблема, видимо, заключается в том, что на нашей планете появилось слишком много финансовых и прочих пузырей. Не на пустом месте возник этот нераспутываемый узел политических, моральных и прочих кризисов по всему миру, и дело тут не только в типично американской корпоративной культуре именно в Uber. Оно, скорее всего, в том, что без яростных попыток захватить целые страны, с покупкой местных правящих элит, вся экономическая система Запада лопнет.
Ранее мошенники начали выманивать данные банковских карт водителей такси и оформлять на их имя кредиты. Специалисты предупредили таксистов, что злоумышленники делают заказ через мобильные приложения, после чего связываются с водителем и предлагают двойную оплату в обмен на банковские данные якобы для перечисления средств.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.