Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

Как советская авиация бомбила столицу Германии

08 августа, 2021, 13:07
© Alan Wilson / wikipedia.org
Это произошло в августе 1941 года.

«Троянский конь»

На первый взгляд бомбить Берлин в августе 41-го казалось чем-то из разряда фантастики. Немцы тогда уничтожили или захватили большую часть аэродромов в западной части Советского Союза. Уцелевшие находились слишком далеко от столицы Третьего рейха. Однако под контролем Красной армии, хоть и в тылу у противника, еще был балтийский остров Эзель (сейчас — эстонский Саарему) Моонзундского архипелага. Его как раз и решили сделать своеобразным «троянским конем» для воздушного вторжения в Германию.

За разработку плана отвечали народный комиссар ВМФ адмирал Николай Кузнецов и генерал-лейтенант авиации Семен Жаворонков. Они спланировали, что дальним бомбардировщикам ДБ-3ф, ТБ-7 и Ер-2 хватит топлива долететь до Берлина и вернуться обратно. Операцию назначили на ночь, чтобы советские самолеты не заметили раньше времени. Нанести первый удар по столице Германии должна была группа летчиков 1-го минно-торпедного авиаполка 80-й авиабригады ВВС Балтийского флота, которой командовал полковник Евгений Преображенский.

Готовились тогда в условиях строжайшей секретности. В Советском Союзе понимали. Что если хотя бы какая-то информация попадет в руки немецкой агентуре, то воздушный рейд сразу будет обречен на провал. Необходимо было в кратчайшие сроки решить две непростые задачи. Первая – развернутый на Эзеле аэродром Кагул не мог принимать тяжелые бомбардировщики, получается, что надо было удлинить взлетно-посадочную полосу. Вторая – требовалось доставить на остров необходимый запас авиационного топлива и боеприпасов.

Их Кронштадта 2 августа под усиленной охраной вышел морской караван, на котором находились припасы и строительная техника. Скрытно пройдя через заминированный Финский залив, корабли зашли в Таллин, а уже следующим утром разгружались у причалов Эзеля. Еще через день 15 бомбардировщиков ДБ-3Ф первого авиаполка перелетели из-под Ленинграда на Кагул. На тот момент в Германии о планах СССР ничего не знали.

Полная тишина

В течение 3-х дней приводили в порядок бомбардировщики и снаряжение, а также изучали маршрут и летали на разведку. Все прекрасно понимали, что операция будет успешной только в том случае, если пойдет в строгом соответствии с планом. В результате 7 августа вечером прозвучала команда: «По машинам!» Сразу после этого три звена по пять ДБ-3Ф оторвались от земли. Идти пришлось по самому короткому маршруту над Балтийским морем: Эзель — Свинемюнде — Штеттин — Берлин. Командовал летчикам полковник Евгений Преображенский.

Лететь советским летчикам пришлось на высоте более 7 тысяч метров, чтобы их не заметили немецкие зенитные прожектора. Температура за бортом тогда достигала 35-40 градусов со знаком «минус». К тому же не стоит забывать о том, что на такой большой высоте человеку просто нечем дышать — летчики находились в кислородных масках на протяжении всего полета. К тому же особая ударная группа шла на Берлин в полном радиомолчании.

Бомбардировщики достигли северной границы Германии примерно в полночь. Над Третьим рейхом группу обнаруживали с наблюдательных постов, причем не один раз. Однако немцы не могли даже представить, что к ним домой заявились советские асы. Они думали, что самолеты люфтваффе возвращаются с задания. Несколько раз даже посигналили прожекторами, предлагая тем сесть на ближайших аэродромах.

Не разгадали высоту

Берлин встретил советские бомбардировщики уличной иллюминацией, потому что немцы тогда не соблюдали светомаскировку. Самолеты шли как на параде, не встречая никакого сопротивления. В ночь с 7 на 8 августа, в 1:30, пять самолетов сбросили бомбы ФАБ-100 на военно-промышленные объекты в центре столицы Германии, остальные отбомбились по предместьям. Только через несколько минут германская ПВО сообразила в чем дело и начала работать по невидимым для них с земли целям.

Проконтролировать результаты бомбежки советским пилотам не удалось — немцам удалось нащупать необходимую высоту. В итоге бомбардировщики легли на обратный курс, а радист Василий Кротенко открыто передал в эфир фразу, которая сразу же укоренилась в аналлах истории:

«Мое место — Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!».

Через несколько часов все советские самолеты сели на своем родном аэродроме. Потерь не было.

Время признать очевидное

Конечно же, небольшая группа бомбардировщиков не нанесла какого-то серьезного ущерба военной промышленности Германии. Однако налет произвел огромный пропагандистский эффект. Немцы очень долго отказывались признавать, что их бомбили «восточные недочеловеки», а в Берлине больше не чувствовали себя неуязвимыми. Германское Третьего рейха заявило, что столицу Германии атаковали 150 английских самолетов.

Британская вещательная компания BBC в свою очередь заявила, что «7-8 августа королевская авиация над Берлином не летала». Немного позже о результатах успешной операции доложило Совинформбюро. Тут уже отрицать очевидное было совсем бессмысленно.

Адольф Гитлер, мягко говоря, был в бешенстве. Разведка установила, откуда летели на Берлин. Фюрер тут же отдал приказ уничтожить аэродром на Эзеле — в сентябре немецкие войска высадились на острове и к октябрю полностью его заняли. Однако к тому времени советская авиация успела совершить 10 налетов на Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб — 311 фугасных и зажигательных боеприпасов.

При этом ВВС СССР тоже понесли потери – немцам удалось сбить 7 самолетов. Руководство по достоинству оценило подвиги асов: в августе — сентябре 1941 года сразу 13 летчиков были удостоены награды ордена Ленина, а 55 человек наградили орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Героями Советского Союза стали 5 офицеров. Все члены экипажей бомбардировщиков тогда получили по 2 тысячи рублей.

Между тем, во времена Великой Отечественной войны на юго-западе СССР был расположен гитлеровский карательный отряд ГФП-721. В его состав входили, в том числе жители Украины. Об этом стало известно после рассекречивания архивных документов ФСБ.