Как Россия ответит на блокаду Калининграда
Калининград уже 2,5 недели находится в сухопутной блокаде, которую устроила Литва. Российское правительство занимается разработкой ответных мер. Среди предложений — прекращение движения грузов в Прибалтику и отключение этого государства от энергокольца. Осадой региона недовольны и в Евросоюзе: Берлин пытается убедить Вильнюс не провоцировать Москву, пишет РИА Новости.
Обходные пути
Литва ссылается на санкции ЕС, которые предусматривают полный запрет на перевозку через территорию Европейского союза некоторых российских товаров. Эксклав можно снабжать по морю, но это дороже.
Пресс-секретарь правительства Калининграда Дмитрий Лысаков объяснил, что была договоренность, чтобы разница между железнодорожными и морскими тарифами субсидировалась за счет федерального бюджета. Морские перевозки стоят дорого, но у них есть свои преимущества, например, прямой транзит через нейтральные воды выходит быстрее.
Пока что регион смог сдержать цены на продовольствие, но если сухопутная блокада продолжится, подорожание неизбежно. Дефицита сейчас нет, часть удалось перевести на доставку морем, а освободившиеся мощности железной дороги загрузить неподсанкционными товарами. Транзит продолжается, корабли ходят, пояснил Лысаков.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов направил правительству РФ предложения, как отреагировать на действия Литвы. По его словам, экономический ответ Москвы в отношении Вильнюса— гораздо более эффективная и разрушительная мера, которую можно сравнить с нейтронным оружием. Россия может сделать так, что 50% экономики Литвы существовать не будет.
К тому же решить эту проблему можно, построив железную дорогу через Сувалкский коридор, однако на это требуется разрешение Вильнюса. Новую инфраструктуру надо соорудить так, чтобы за ее пределы было невозможно выехать.
В пресс-службе правительства Калининграда назвали несколько вариантов, способных привести Вильнюс в чувство. В частности, поможет запрет маркировки импортного алкоголя, ввозимого в РФ. Это приносит 300-400 млн долларов в год. К тому же логистические мощности Литвы во многом завязаны на транзит и перевалку грузов, которые идут через нашу страну. Этого Вильнюс тоже можно лишить, считает Лысаков.
Он отметил, что региональные власти сейчас готовы к любому развитию событий, правда, хотелось бы, чтобы «разум литовской стороны взял верх над желанием политического хайпа».
Проблема в чтениях
Пару дней назад несколько европейских СМИ заявили, что Еврокомиссия (ЕК) хочет смягчить ограничения на транзит грузов в Калининград. В ФРГ считают трактовку Литвой четвертого пакета санкций неправильной и боятся, что Россия «применит силу для создания наземного коридора». Немцы оказывали давление на ЕК, чтобы Калининград не попал под экономические ограничения, заверили источники Der Spiegel.
Канцлер Германии Олаф Шольц на саммите НАТО в Мадриде заявил, что создать необходимые рамочные условия — это дело ЕС. При решении вопроса, конечно же, надо учитывать, что тут речь идет о транзите грузов между двумя частями России. Все стороны заинтересованы в деэскалации.
ЕК может отменить ограничения 10 июля. В Литве уверены, что такая уступка — поражение в противостоянии с РФ. Глава МИД Латвии Габриэлюс Ландсбергис заявил, что пока не понимает, этому дет правовое объяснение или только политическое. Если политическое, тогда предстоит понять, почему так произошло.
Вильнюс настроен бороться с Москвой даже в ущерб своим нацинтересам. Убытки компании «Литовские железные дороги» (Lietuvos gelezinkeliai) оцениваются в 150 млн евро в год, порядка 2-х тысяч сотрудников могут потерять работу.
Несмотря на недовольство ФРГ, в Литве хотят продолжать сухопутную блокаду и напоминают, что с 10 июля вступит в силу наиболее болезненный для региона запрет на транзит цемента, алкоголя и товаров роскоши. По словам премьер-министра Ингриды Шимоните, литовских перевозчиков об этом уже уведомили.
Литовская инициатива
Разногласия в Евросоюзе по поводу четвертого пакета санкций политологи объясняют спешкой. Главный редактор Baltnews Андрей Стариков призывает не преувеличивать степень компетенции и осведомленности европейской бюрократии. Они лепили новый пакет, не вникая в детали. В результате не учли особый статус эксклава, транзитные отношения региона и содержание документов, регулирующих это.
Поэтому Литва и проявила инициативу. Более вменяемое политическое руководство обратилось бы за консультациями к ЕК. Однако литовцы, видимо, посоветовались не с Брюсселем, а с Вашингтоном, считает Стариков.
Сложившаяся ситуация удобна для Вильнюса. Даже если блокаду снимут, местные власти могут заявить, что были последовательными в санкционной политике. К тому же высказывания некоторых российских общественных деятелей о необходимости пробить Сувалкский коридор силой позволили Вильнюсу запросить у НАТО оружие, солдат и средства.
По словам Старикова, они тактически добились желаемого, однако стратегически создали себе большие риски. Если блокада не прекратится, Москва точно ответит, отключив, например, Литву от энергокольца БРЭЛЛ.
Чью сторону займет ЕК — Литвы или Германии — пока что говорить сложно. Это не рациональная, а эмоциональная история, отметил президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.
Однако уже сейчас очевидно, что от «детского поведения» Вильнюса пострадают люди. Конфликт с Россией обернется инфляцией, безработицей и оттоком населения.
Ранее политолог Сергей Наумов назвал идею с переименованием Калининграда неудачной попыткой хайпануть. Инициатива пришла в голову лидеру партии «Справедливая Россия — За правду» Сергею Миронову, предложившему переименовать Калининград во Владибалтийск, а Калининградскую область — в Балтийский край.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.