Четыре «недостатка» Су-35, которые в сравнении с мировыми аналогами оказались достоинствами
Тяжелый российский истребитель для завоевания господства в воздухе Су-35С, который поступил на вооружение в 2014 году после долгой разработки, занявшей более 25 лет, на данный момент принято считать самым боеспособным из имеющихся у РФ. Свыше 100 таких самолетов несут службу в ВВС России, а еще около 50 отправлены на экспорт. В начале 2016 года истребители впервые отправились за границу для защиты российских войск в Сирии и сдерживания возможных атак Запада или Турции.
Су-35 был создан на основе советского Су-27, но его возможности сильно улучшили благодаря более мощному двигателю АЛ-41, планеру с расширенным использованием композитных материалов и новой авионике. Однако не обошлось и без недостатков, пишет Military Watch.
Высокое радиолокационное сечение
По словам автора материала, главное отличие истребителей пятого поколения от передовых проектов четвертого – в том числе поколения «4++» вроде Су-35 – это использование планеров с очень малой площадью поперечного сечения. Дело в том, что это снижает заметность и обеспечивает повышенную живучесть против всевозможных атак из-за пределов видимости. Именно отсутствие малозаметности ограничивает жизнеспособность российского Су-35 в дальнейшем, так как над полями сражений XXI века верх возьмут «невидимки». Су-35, вероятно, будет не в силах выстрелить первым по малозаметной цели – а сам при этом подвергнется обстрелу с дальнего расстояния.
Устарелые ракеты класса «воздух – воздух» (относительно)
В 70-е годы прошлого столетия главным недостатком советских истребителей являлось отсутствие загоризонтных ракет «воздух – воздух», которые сопоставимы с американскими AIM-7. Ракета Р-40, произведенная в СССР, хоть и считалась самой боеспособной в мире, но была очень тяжелой для истребителей и применялась только перехватчиками МиГ-25. Ситуация кардинально изменилась в начале-середине 1980-х годов, когда на вооружение поступили ракеты Р-27, – благодаря им МиГ-29 и Су-27 получили огромное преимущество перед западными аналогами. Следующим шагом в этой гонке было внедрение ракет с активным радиолокационным наведением. Однако наиболее перспективной виделась не Р-37, а ее облегченный аналог Р-77, который обеспечивал паритет с американской ракетой AIM-120. Распад Советского Союза задержал обе программы, в итоге российские истребители по сей день используют улучшенные варианты Р-27.
Р-77 экспортировалась по условиям сделок 90-х годов, а Су-35 первым из российских истребителей применил ее на передовой. Произошло это в 2016 году. Однако российские истребители часто вооружают более доступными Р-27. Даже Р-77, хотя она сопоставима с американской AIM-120C, уступает AIM-120D и китайской PL-15, которые поступили на вооружение в 2014 и 2015 годах соответственно. Для Су-35 инженеры разработали новые ракеты, позволяющие превратить его недостаток в преимущество, – К-77М с уникальным наведением АФАРи дальностью полета почти в два раза больше, чем у Р-77, а также Р-37М с дальностью полета 400 километров и скоростью 6 Мах. Правда, пока что они не получили широкого распространения.
Главный радар с пассивной фазированной антенной решеткой
Отсутствие активной РЛС с электронным сканированием является недостатком Су-35, так как с 2000-х годов они начали входить в обиход. При этом РФ и Европа отстают от КНР, Японии и США. И это несмотря на то, что СССР на 20 лет раньше конкурентов развернул первые радары с антенной решеткой с электронным сканированием для боя типа «воздух – воздух», – хотя это были очень старые радары с пассивной антенной решеткой и электронным сканированием. С распадом Советов и упадком оборонного сектора прогресс замедлился. Однако РЛС Су-35 «Ирбис-Э» все же считается мощнейшей в мире для истребителей без АФАР.
Интересно, что вариант Су-35СМ, который оснащен разработанным для Су-57 радаром с АФАР, уже находится в стадии продвинутых испытаний. При этом даже возможности «Ирбис-Э» превосходят большую часть современных радаров с АФАР. Вдобавок для дополнительной ситуационной осведомленности РЛС дополняют двумя меньшими L-радарами, которые инженеры страивают в крылья.
Дороговизна в обслуживании
По мнению автора материала, самым главным недостатком Су-35 по сравнению с его конкурентами является высокие требования к обслуживанию и эксплуатационные расходы. В результате это мешает поддерживать истребитель на высоком уровне оперативного реагирования. Вне зависимости от рентабельности производства эксплуатация Су-35 стоит дорого любому министерству обороны. Высокие затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию играют огромную роль, особенно в военное время, так как самолеты могут совершать меньше боевых вылетов и в результате окажутся более уязвимы.
При этом в статье отмечается, что высокие затраты на техническое обслуживание характерны для всех тяжелых истребителей, и многие убеждены, что это оправдано.
Все эти недостатки в принципе характерны для всех тяжелых истребителей мира. А некоторые из названных «недостатков» Су-35 можно считать достоинствами по сравнению с аналогами.
Ранее американские эксперты оценили возможности российского истребителя Су-57. Проанализировав, как может произойти столкновение F-15 и Су-57, они заявили, что американский самолет не сможет выстоят в бою против российского. F-15 уже устарел и вскоре США придется снимать его с вооружения.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.