Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Поколение COVID-19: эксперты рассказали о влиянии пандемии на развитие детей

14 января, 2022, 9:49
© Pexels

Внезапно начавшаяся пандемия COVID-19 внесла значительные коррективы в нашу жизнь и жизнь наших детей. Ношение масок, запрет на посещение множества общественных мест, вакцинация, удаленная работа и дистанционное обучение, карантины, локдауны – всё это стало частью жизни современного человека.

Информация носит ознакомительный характер, необходимо проконсультироваться со специалистом или врачом

Во время пандемии рождались дети, однако не всем женщинам удалось родить их здоровыми – многие из них перенесли в период беременности COVID-19, что нередко негативным образом отражалось на их здоровье и состоянии малышей, сообщает Nature.

Педиатр Дани Думитриу (Dani Dumitriu) из Нью-Йоркской пресвитерианской детской больницы, а также ее коллега Морган Стэнли располагали данными о состоянии детей, родившихся с конца 2017. Они попросили Морган Файерстайн (Morgan Firestein), старшего научного сотрудника Колумбийского университета в Нью-Йорке, проанализировать данные и выяснить, существуют ли различия в развитии нервной системы у детей, которые родились до и после пандемии.

Через несколько дней Файерстайн позвонила Думитриу о том, что последствия не просто существуют, а еще и очень значительны. Малыши набирали гораздо меньшие баллы по тестам на моторику, коммуникативные навыки, чем у тех, кто родился до пандемии. Причем этот факт не зависел от того, перенесли их родители коронавирус или нет.

«Мы были в шоке, о Боже. Речь шла о сотнях миллионов младенцев»,

вспоминала Думитриу.

Как правило, младенцы переносят COVID-19 без особых последствий. Дело, вероятнее всего, в том, что пандемия существенно повлияла на их родителей. Стресс во время беременности, вызванным страхом за свою жизнь и жизнь малыша, мог негативно сказаться на развитии плода.

Более того, после его рождения уставшие и загруженные проблемами родители, возможно, не в полной мере могли заботиться и заниматься развитием своих детей.

Однако есть эксперты, которые дают достаточно оптимистичные вопросы по этому поводу, полагая, что дети наверстают пробелы и отставания в развитии.

«Я не считаю, что мы обнаружим поколение, пострадавшее от этой пандемии»,

говорит Мория Томасон (Moriah Thomason), детский и подростковый психолог из Медицинской школы Гроссмана Нью-Йоркского университета.

Врач-биофизик Шон Деони (Sean Deoni) и его коллеги, занимавшиеся исследованием здоровья и состояния мозга детей с помощью МРТ, заявили, что они обнаружили взаимосвязь между развитием, расой и материальным положением семьи.

Так, наибольшему риску подвержены «цветные» дети, а также выходцы из бедных семей. В частности, это связано с дистанционным обучением, из-за которого у многих снизились образовательно-познавательные навыки. Обеспеченные семьи имеют больше времени для занятий со своим ребенком, а также средств для того, чтобы оплатить дополнительные занятия. То же касается детей и «цветных рас», которые имели большее отставание в развитии после карантинов и локдаунов, чем «белые» дети.

Говоря о беременности, психолог Кэтрин Лебель (Catherine Lebel), руководитель лаборатории нейровизуализации развития в Университете Калгари в Канаде отмечают, что стресс, тревоги, предродовые и постродовые депрессии стали более частыми явлениями в период пандемии, что явно сказалось на формировании мозга и нейронных функциях детей.

Чаще всего страдали те участки мозга, которые отвечали за эмоции, навыки исполнительного функционирования и формирования различных форм поведения. Например, у мальчиков дошкольного возраста стали чаще фиксировать агрессивное поведение и гиперактивность.

Ученые рекомендуют родителям больше уделять внимания своим детям, а также больше поддерживать беременных и недавно родивших женщин. Причем поддержка эта должна выражаться не только со стороны близких людей, но и контактирующих с ними врачей и медсестер.

 «Дети, безусловно, очень выносливы. Но в то же время мы признаем большое значение первой тысячи дней в жизни ребенка как важнейших из ранних основ. Дети «являются продуктом своего окружения. «Мы можем стимулировать их развитие. Играть с ними, читать им книги и любить их — вот что для этого потребуется»,

заключил Деони.

Ранее акушер Галина Мальгина рассказала о случаях выкидыша у женщин, которые переносили коронавирус во время беременности. Акушер объяснила, что при вскрытии погибших плодов никаких патологий найдено не было. Однако вся поверхность плаценты была усеяна тромбами, то есть инфекция закупорила сосуды с «материнской стороны», в результате чего плоду не поступали питательные вещества.