Skip to main content
26 апреля, 2024
$ 92.13
98.71

Роспотребнадзор хочет иметь больше контроля над россиянами

19 ноября, 2021, 9:01

Роспотребнадзор подготовил проект поправок к закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он предполагает программу-максимум для ведомства, конвертируя в нее существенно выросший интерес власти к санитарным вопросам из-за пандемии коронавируса. Речь идет об окончательной федерализации Роспотребнадзора, усилении его влияния на промышленность, в первую очередь пищевую, а также исключительном положении в отношениях с бизнесом и создании в России института санитарного расследования, пишет газета «Коммерсантъ».

© Денис Гришкин / Агентство «Москва»

Журналисты ознакомились с разработанным в Роспотребнадзоре проектом поправок к 52-ФЗ от 30 марта 1999 года — закону, который регулирует деятельность санитарных служб в нашей стране. История его такова: с одной стороны, по результатам работы «регуляторной гильотины» Роспотребнадзор обязан представить проект новой версии риск-ориентированного подхода к санитарному надзору в РФ, с другой — этот документ учитывает поручения президента России по развитию и укреплению ведомства от 29 мая 2020 года — они были даны после первой волны коронавируса.

Роспотребнадзор не пошел по пути других российских ведомств, который предложили новое базовое регулирование собственной деятельности, — поправки к 52-ФЗ выглядят весьма консервативно, хотя после утверждения правительством стратегической инициативы «Санитарный щит РФ» можно было ожидать попытки Роспотребнадзора расширить свои полномочия и возможности, пользуясь опасениями населения и интересом власти к санитарной тематике на фоне пандемии.

Похоже на то, что главным отражением амбиций ведомства в проекте являются идеи его окончательной федерализации (закон 1999 года допускает передачу полномочий в регионы, это положение предложено отменить), а также выведения системы из-под действия 294-ФЗ (о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорной деятельности).

Вдобавок Роспотребнадзор хочет снять с себя обязанность уведомлять власти регионов, муниципалитеты и население о принимаемых им мерах, а также, оставаясь в структуре Белого дома «гражданским», а не «силовым» ведомством. К тому же служба собирается утверждать свою структуру и полномочия актами президента или правительства России (на данный момент — лишь правительства). При этом сам Белый дом, как и всегда, негативно относится к попыткам получения ведомствами так называемого «полусилового» статуса, как, например, это было в случае ФАС.

Проект предполагает окончательный (де-факто уже состоявшийся) отказ Роспотребнадзора от надзора в сфере медицинской и фармацевтической деятельности, обращения с ядерными материалами, а также контроля отходов I–IV класса опасности и образования. Получается, что на территорию других надзоров ведомство не покушается, хотя предложение о контроле качества продуктов питания на уровне производства и проектирования промышленных объектов — главное, что при обсуждении проекта вызвало претензии со стороны участников рынка, отмечают журналисты.

При этом инициативы службы отчасти соприкасаются со сферами регулирования Росаккредитации, системами подтверждения соответствия и техрегламентами. Это вызовет сопротивление, как и в целом идея не проводить оценку регулирующего воздействия новых регуляций в санитарной сфере. Также Роспотребнадзор хочет получить официальное право установления санитарных требований к импорту, отличных от внутреннего рынка, а в этой части проекта возможны разночтения. Еще споры могут вызвать «уточнения» Роспотребнадзором процедуры аттестации специалистов в своей сфере. Отдельной новацией в законе стала эволюция института санитарно-эпидемиологического расследования из внутреннего дела ведомства в публичную процедуру, а главной целью называют ранее выявления очагов инфекций и отравлений. Аттестованных экспертов, которые не зависят от Роспотребнадзора, хотят исключить из участия в «расследованиях». Бизнес такие перспективы беспокоят.

Кроме того, в проекте закона содержится предложение ввести в практику систему «санитарно-эпидемиологического нормирования», которая пока что выглядит весьма туманно. А еще Роспотребнадзор предложил вместо единой карантинной меры систему санитарных ограничений, в которой карантин считает наиболее жестким режимом.

При этом в закон официально вносится «временная изоляция больного (подозрительного), лиц, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями» — то есть это карантин в медицинском смысле — в отношении физилиц.

Мера выглядит весьма банальна, но вряд ли она обойдется без протестов — потому что тема санэпиднадзора с прошлого года вышла за рамки профессиональной тематики. Не факт, что ведомство сможет реализовать программу полностью, хотя расширения возможностей за рамки закона 1999 года, видимо, избежать не удастся.

Ранее НИИ Роспотребнадзора поддержал введение системы QR-кодов в России, а также объяснил, почему отрицательный ПЦР-тест на «ковид» — не то же самое, что электронный код. Отрицательный тест на вирус не дает какой-либо защиты от заражения. Его результаты лишь говорят о том, что в данный момент человек не болеет.



";