Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Новая инициатива Рособрнадзора может привести к массовым увольнениям и падению качества образования

Как Рособрнадзор будет проверять знания педагогов
24 июля, 2024, 14:32
© Софья Сандурская / АГН Москва

С нового учебного года Рособрнадзор станет оценивать не только знания учащихся, но и компетентность учителей, проверяя их по 69 показателям для выявления слабых мест в системе образования каждого региона.

Родители школьников поддержали эту инициативу, в то время как учителя опасаются, что такие проверки лишь предоставят чиновникам возможность получить бюджетные средства на проведение курсов повышения квалификации для «отстающих» педагогов.

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что оценка компетентности учителей будет включать проверку их профессионализма, психологической и методологической подготовки. Большая часть показателей станет зависеть от образовательных результатов учеников. Проверку проведут в обезличенном виде, а наказания или поощрения учителей по ее результатам не предусмотрены. Основная цель мониторинга — выявить проблемы в системе образования каждого региона.

Представители педагогического сообщества убеждены, что за инициативой чиновников скрывается попытка оказать влияние на школьное образование. Учитель русского языка и литературы Ольга Токарева в комментарии «Октагону» сравнила данное решение со спорным внедрением всероссийских проверочных работ (ВПР), которые в результате нарушили учебный процесс, вынудив учителей готовить детей к ВПР, а не объяснять материал.

Учителя опасаются, что новый мониторинг будет необъективным, так как его станут организовывать чиновники, которые не имеют отношения к образованию.

Профсоюз «Учитель» уже направил письмо министру просвещения Сергею Кравцову с требованием отменить мониторинг и сейчас готовит петицию против инициативы, рассказал председатель организации Дмитрий Казаков.

По его словам, мониторинг ставит под сомнение высшее педагогическое образование и результаты обязательной аттестации. Основная цель таких мероприятий — организация дополнительных курсов повышения квалификации, которые часто оказываются бесполезными.

Главная причина падения качества образования, как считает Казаков, заключается в перегрузке педагогов несвязанными с обучением задачами. Учителей заставляют заниматься конкурсами, мониторингами и курсами, а это лишает их возможности повышать свою компетентность.

Родители хотят устроить проверку

Софья Сандурская / АГН Москва

Многие родители, уставшие от постоянных затрат на репетиторов из-за низкого качества школьного образования, поддержали инициативу Рособрнадзора.

Под новостями о введении мониторинга можно увидеть десятки комментариев, в которых говорится о некомпетентности некоторых педагогов. Сами учителя соглашаются с этим, но считают, что это результат системного уничтожения школьного образования чиновниками.

Преподаватель математики Сергей Кутузов отметил, что в условиях острой нехватки кадров администрациям школ некем заменять учителей. Дефицит вызван низкими зарплатами и перегрузкой. Вместо повышения заработной платы бюджетные деньги тратятся на реформы, конкурсы и курсы, которые лишь усугубляют ситуацию и увеличивают нагрузку на педагогов. В результате у многих учителей просто не остается времени на нормальный учебный процесс.

Родительское недовольство можно понять, но если винить только педагогов, еще тысячи учителей уволятся и займутся репетиторством, а это лишь усугубит проблему, пояснил Кутузов.

Он добавил, что в некоторых школах мониторинг компетентности преподавателей проводится уже не первый год. Правда, его результаты показывают, что учителя, на которых жалуются родители, имеют высокие показатели, а лучшие педагоги, наоборот, получают низкие оценки. Опыт показывает, что хорошие учителя сосредоточены на учениках и учебном процессе, а посредственные — на подготовке к таким проверкам.