Skip to main content
25 апреля, 2024
$ 92.51
98.91

Навоз раздора: новый закон о биоотходах рассорил экологов, депутатов и руководителей

09 декабря, 2021, 17:45

В Госдуме готовят законопроект, согласно которому навоз будет вынесен из списка опасных отходов. Экологи и специалисты Росприроднадзора уже выступили с резкой критикой таких нововведений. Обвиняют стороны – друг друга. Навоз представляется последним чуть ли не виновником глобального потепления.

Депутат Госдумы Сергей Лисовский и глава комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике Алексей Майоров («Единая Россия») рассказали нашим коллегам из NEWS.ru о том, что новый законопроект необходим сельскому хозяйству – он спасёт фермеров от гигантских штрафов. Ведь у многих нет лицензии на обращение с навозом. По крайней мере сами парламентарии в этом уверены. Но в Росприроднадзоре от инициативы не в восторге, да и вовсе считают ее опасной для всей окружающей среды. Инспекторов горячо поддерживают экологи.

Дорогой навоз

В России действуют нормы, по которым навоз является опасным видом отходов производства – III или IV класса, все зависит от вида.

Поэтому на деятельность по сбору, обработке, перевозке, утилизации и размещению необходима специальная лицензия, без которой аграрии могут заплатить значительные штрафы. Сенатор Алексей Майоров рассказал, что смысл нового законопроекта – в признании отходов жизнедеятельности животных не отходами, а продукцией.

– Росприроднадзор фермерам выписывает такие штрафы, что впору говорить об угрозе всего бизнеса, – возмущается он. – Отходы жизнедеятельности свиней и птиц на самом деле наносят ущерб природе, если они свежие, и их никто не убирает. Вот поэтому сейчас парламентарии вместе с Минсельхозом и Росприроднадзором ищут компромисс.

Депутат Сергей Лисовский отметил, что навоз и помёт — очень ценные органические удобрения, их с древних времен использовали в сельском хозяйстве. Против законопроекта выступать могут производители минеральных удобрений:

– Те, кто по факту является монополистами, – пояснил Лисовский. – Именно у них навоз и помёт забирают 30–35% рынка! И что это вообще такое? Тракторист Василий теперь должен иметь лицензию и каждый год её подтверждать, а также у него должна быть специальная техника, специальный прицеп и так далее… Это же просто глупо, но самое ужасное – подобные лицензии увеличивают на 25–30% себестоимость всей продукции животноводства!

Сотрудники пресс-службы Россельхознадзора заявили, что «навозный» вопрос вообще не входит в компетенцию их ведомства. В Росприроднадзоре сказали, что подготовили некое альтернативное предложение и уже направили его в Министерство природных ресурсов.

– Да, именно в Росприроднадзор поступает большое количество жалоб граждан, которые связаны с загрязнением окружающей среды такими вот отходами животноводства. Люди жалуются нам каждый день, – уточнили в ведомстве.

В сообщении отметили, что лишь за 2020 год территориальные органы Росприроднадзора приняли больше 400 жалоб на деятельность фермерских хозяйств! И все они касались отрицательного влияния на окружающую среду. У Лисовского подобная позиция просто вызывает удивление.

– Вроде бы у них есть чем заняться, – пояснил он. – У нас существует масса реально опасных производств, тот же случай с «Норильским никелем»! Росприроднадзор как-то не особо быстро реагировал, все ждал реакции президента, чтобы уже в разложенной по полочкам ситуации применить понятные санкции против виновника. А как речь о навозе зашла – такая активность!

Сыровар и фермер Мария Коваль в разговоре с журналистами подтвердила, что статус навоза будет создавать проблемы для хозяйств. Она уверена, что если законопроект примут, фермерам станет проще жить. Она также отметила, что постоянное удобрение земли навозом является традиционным методом, в котором ничего плохого нет.

– Для нашей страны, которая стремится к возвращению сельхозлидерства, подобный закон был бы самым верным и нужным решением, которое позволило бы потом смело идти новым способным фермерам в сферу. Чем меньше ограничений для таких маленьких фермеров, чем меньше препон, тем и людей будет больше, тех, кто не побоится заниматься таким сложным делом, – призналась она.

Навозная баталия

В настоящее время навоз перерабатывают с помощью специальной методики: его долго хранят в котловане из водонепроницаемого материала — своеобразной лагуне. Такое хранение его обеззараживает, что позволяет потом использовать его уже в качестве удобрения.

Экологи Минприроды говорят о том, что деятельность по обеззараживанию навоза, как и последующее использование его в качестве удобрения, не требуют никакой лицензии на работу «с опасными отходами».

Лисовский называет лагуны современным методом.

– При хранении дольше 6 месяцев навоз становится более эффективным, – рассказал он. – Метод позволяет уменьшить все отрицательные эффекты для всех живущих неподалеку от хозяйства людей. Ведь при использовании просто навоза они могут испытывать дискомфорт от неприятного запаха, в то время как обеззараженная масса никакого запаха не издаёт.

Проектный директор российского отделения Greenpeace Владимир Чупров не согласен с тем, что лагуны – панацея.

Он уверен – данная система не настолько уж и совершенна.

Лучше делать ставку на использование биогазовых станций. Возведение самих станций дорогое – «как построить АЭС», но на выходе фермер может получить не только высококачественное удобрение, но даже производство электричества, а также – тепла за счёт выделения метана из навоза.

К тому же сами лагуны издают очень неприятный запах, а при использовании таких станций его не будет. Получается, новые технологии будут выгодны фермерам. Но вот крупные агропромышленные компании почему-то заняли оборонительную позицию.

– Лоббистские возможности у них есть – не зря же они обратились к этим сенаторам, – пояснил он. – Они просто не хотят тратить деньги на более приемлемые для экологии и для климата технологии. У них ведь есть один бизнес — продать мясо. Какие удобрения? Удобрения им ни к чему. А дешёвую энергию и тепло они точно также найдут, где купить.

Лисовский сделал предположение, что экологи, выступающие против инициативы, просто могут быть «кем-то мотивированы». Он предположил в качестве таковых производителей минеральных удобрений.

Ведь у них – «яхты круче, чем у арабских шейхов».

– Очень уважаю настоящих экологов, которые пекутся о сохранении окружающей среды, но с большой насторожённостью отношусь к экологам, которых уже кто-то мотивировал, – уточнил он. – Такие мотивированные экологи сразу же начинают поднимать шум. Но для того и существует профессиональное сообщество, правительство и депутаты. Чтобы отсекать вовремя настоящее и подлинное от такого вот мотивированного. И что ответить на такую «мотивацию», у нас – тоже есть.

Чупров обратил внимание, что производители минеральных удобрений лучше бы помогали агрохолдингам и всячески поддерживали новый законопроект. Так как обеззараженный биогазовыми станциями навоз тут же начнет конкурировать на рынке удобрений. При этом, у всех агрохолдингов есть специальные люди, которые профессионально занимаются GR — диалогом с властями. Именно поэтому им выгоднее лоббировать продвижение законопроекта, а не тратиться на модернизацию.

– В России любой административный ресурс всегда стоил дешевле, чем какие-то кардинальные изменения, — резюмировал он.

В некоторых странах, между прочим, навоз и вовсе используют для приготовления … деликатесов. Но, как следует из нашего шокирующего топа самых странных блюд, он – не самое страшное, что может оказаться в вашей тарелке.

© pexels.com

В Госдуме готовят законопроект, согласно которому навоз будет вынесен из списка опасных отходов. Экологи и специалисты Росприроднадзора уже выступили с резкой критикой таких нововведений. Обвиняют стороны – друг друга. Навоз представляется последним чуть ли не виновником глобального потепления.

Депутат Госдумы Сергей Лисовский и глава комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике Алексей Майоров («Единая Россия») рассказали нашим коллегам из NEWS.ru о том, что новый законопроект необходим сельскому хозяйству – он спасёт фермеров от гигантских штрафов. Ведь у многих нет лицензии на обращение с навозом. По крайней мере сами парламентарии в этом уверены. Но в Росприроднадзоре от инициативы не в восторге, да и вовсе считают ее опасной для всей окружающей среды. Инспекторов горячо поддерживают экологи.

Дорогой навоз

В России действуют нормы, по которым навоз является опасным видом отходов производства – III или IV класса, все зависит от вида.

Поэтому на деятельность по сбору, обработке, перевозке, утилизации и размещению необходима специальная лицензия, без которой аграрии могут заплатить значительные штрафы. Сенатор Алексей Майоров рассказал, что смысл нового законопроекта – в признании отходов жизнедеятельности животных не отходами, а продукцией.

– Росприроднадзор фермерам выписывает такие штрафы, что впору говорить об угрозе всего бизнеса, – возмущается он. – Отходы жизнедеятельности свиней и птиц на самом деле наносят ущерб природе, если они свежие, и их никто не убирает. Вот поэтому сейчас парламентарии вместе с Минсельхозом и Росприроднадзором ищут компромисс.

Депутат Сергей Лисовский отметил, что навоз и помёт — очень ценные органические удобрения, их с древних времен использовали в сельском хозяйстве. Против законопроекта выступать могут производители минеральных удобрений:

– Те, кто по факту является монополистами, – пояснил Лисовский. – Именно у них навоз и помёт забирают 30–35% рынка! И что это вообще такое? Тракторист Василий теперь должен иметь лицензию и каждый год её подтверждать, а также у него должна быть специальная техника, специальный прицеп и так далее… Это же просто глупо, но самое ужасное – подобные лицензии увеличивают на 25–30% себестоимость всей продукции животноводства!

Сотрудники пресс-службы Россельхознадзора заявили, что «навозный» вопрос вообще не входит в компетенцию их ведомства. В Росприроднадзоре сказали, что подготовили некое альтернативное предложение и уже направили его в Министерство природных ресурсов.

– Да, именно в Росприроднадзор поступает большое количество жалоб граждан, которые связаны с загрязнением окружающей среды такими вот отходами животноводства. Люди жалуются нам каждый день, – уточнили в ведомстве.

В сообщении отметили, что лишь за 2020 год территориальные органы Росприроднадзора приняли больше 400 жалоб на деятельность фермерских хозяйств! И все они касались отрицательного влияния на окружающую среду. У Лисовского подобная позиция просто вызывает удивление.

– Вроде бы у них есть чем заняться, – пояснил он. – У нас существует масса реально опасных производств, тот же случай с «Норильским никелем»! Росприроднадзор как-то не особо быстро реагировал, все ждал реакции президента, чтобы уже в разложенной по полочкам ситуации применить понятные санкции против виновника. А как речь о навозе зашла – такая активность!

Сыровар и фермер Мария Коваль в разговоре с журналистами подтвердила, что статус навоза будет создавать проблемы для хозяйств. Она уверена, что если законопроект примут, фермерам станет проще жить. Она также отметила, что постоянное удобрение земли навозом является традиционным методом, в котором ничего плохого нет.

– Для нашей страны, которая стремится к возвращению сельхозлидерства, подобный закон был бы самым верным и нужным решением, которое позволило бы потом смело идти новым способным фермерам в сферу. Чем меньше ограничений для таких маленьких фермеров, чем меньше препон, тем и людей будет больше, тех, кто не побоится заниматься таким сложным делом, – призналась она.

Навозная баталия

В настоящее время навоз перерабатывают с помощью специальной методики: его долго хранят в котловане из водонепроницаемого материала — своеобразной лагуне. Такое хранение его обеззараживает, что позволяет потом использовать его уже в качестве удобрения.

Экологи Минприроды говорят о том, что деятельность по обеззараживанию навоза, как и последующее использование его в качестве удобрения, не требуют никакой лицензии на работу «с опасными отходами».

Лисовский называет лагуны современным методом.

– При хранении дольше 6 месяцев навоз становится более эффективным, – рассказал он. – Метод позволяет уменьшить все отрицательные эффекты для всех живущих неподалеку от хозяйства людей. Ведь при использовании просто навоза они могут испытывать дискомфорт от неприятного запаха, в то время как обеззараженная масса никакого запаха не издаёт.

Проектный директор российского отделения Greenpeace Владимир Чупров не согласен с тем, что лагуны – панацея.

Он уверен – данная система не настолько уж и совершенна.

Лучше делать ставку на использование биогазовых станций. Возведение самих станций дорогое – «как построить АЭС», но на выходе фермер может получить не только высококачественное удобрение, но даже производство электричества, а также – тепла за счёт выделения метана из навоза.

К тому же сами лагуны издают очень неприятный запах, а при использовании таких станций его не будет. Получается, новые технологии будут выгодны фермерам. Но вот крупные агропромышленные компании почему-то заняли оборонительную позицию.

– Лоббистские возможности у них есть – не зря же они обратились к этим сенаторам, – пояснил он. – Они просто не хотят тратить деньги на более приемлемые для экологии и для климата технологии. У них ведь есть один бизнес — продать мясо. Какие удобрения? Удобрения им ни к чему. А дешёвую энергию и тепло они точно также найдут, где купить.

Лисовский сделал предположение, что экологи, выступающие против инициативы, просто могут быть «кем-то мотивированы». Он предположил в качестве таковых производителей минеральных удобрений.

Ведь у них – «яхты круче, чем у арабских шейхов».

– Очень уважаю настоящих экологов, которые пекутся о сохранении окружающей среды, но с большой насторожённостью отношусь к экологам, которых уже кто-то мотивировал, – уточнил он. – Такие мотивированные экологи сразу же начинают поднимать шум. Но для того и существует профессиональное сообщество, правительство и депутаты. Чтобы отсекать вовремя настоящее и подлинное от такого вот мотивированного. И что ответить на такую «мотивацию», у нас – тоже есть.

Чупров обратил внимание, что производители минеральных удобрений лучше бы помогали агрохолдингам и всячески поддерживали новый законопроект. Так как обеззараженный биогазовыми станциями навоз тут же начнет конкурировать на рынке удобрений. При этом, у всех агрохолдингов есть специальные люди, которые профессионально занимаются GR — диалогом с властями. Именно поэтому им выгоднее лоббировать продвижение законопроекта, а не тратиться на модернизацию.

– В России любой административный ресурс всегда стоил дешевле, чем какие-то кардинальные изменения, — резюмировал он.

В некоторых странах, между прочим, навоз и вовсе используют для приготовления … деликатесов. Но, как следует из нашего шокирующего топа самых странных блюд, он – не самое страшное, что может оказаться в вашей тарелке.



";