Игорю Николаеву до сих пор стыдно из-за поведения Ирины Аллегровой и ее секрета успеха
О том, что еще связывает артистку, без чьих песен и образа просто не существует современной российской эстрады и одного из главных композиторов-романтиков рубежа веков, все разузнал наш – не менее титулованный – коллега – Артур Гаспарян.
На правах не столько журналиста, сколько старого-доброго знакомого он побеседовал с Игорем Николаевым, и поделился с читателями LIVE24 самыми интригующими деталями этой беседы.
– Хотим интервью с композитором, как с одним из причастных к славе Ирины Аллегровой! – с порога заявил Николаеву Гаспарян.
– На «одного из причастных» не согласен! – парирует композитор и оба начинают хохотать.
По словам самого Гаспаряна, в этом конкретном случае в шутке – больше правды.
– А как иначе, если он — признанный «Моцарт эстрады», а она — ее «Императрица»? – поясняет журналист.
Артур Гаспарян: Игорь, одна из первых композиций, которую ты написал для Ирины Аллегровой – «Странник». Именно она сработала настоящей катапультой в ее карьере, а ведь тогда – начало 90-х – Аллегрову нельзя было назвать начинающей…
Игорь Николаев: «Странник» не был первой песней. Мы дружили семьями, так как жили в одном дворе – в Новых Черемушках. Тогдашний муж Иры – Володя Дубовицкий, группа «Электроклуб», в которой она пела, все это вылилось в первую песню, которую я написал именно для «Электроклуба». Точнее, их было две – «Полчаса» для Вити Салтыкова и «Игрушку» для Иры, текст тогда сочинил Паша Жигун. Саша Назаров тогда создал вполне типичную аранжировку – электропоп. Сама Ира была чисто «электороклубовской» вокалисткой, она пела соответствующим образом, то есть – в этом стиле. А мы – не забывайте – были соседями, мы ежедневно общались, часто бывали в гостях друг у друга. Мы вели разные разговоры. И во время одного из них Ира и сказала о том, что хочет попробовать сделать что-то сольное.
АГ: Если бы вы не были соседями по черемушкинским хрущобам, еще неизвестно, по какой бы загогулине начал бы развиваться творческий путь певицы, да? Ведь уже тогда ты был именитым сочинителем, многие певицы мечтали о таком авторе …
ИН: Ну, жизнь – это не только цепь закономерностей, но и каких-то неслучайных случайностей… Мы уже обсуждали это – делать одну песню для серьезной сольной истории – неправильно. Сначала надо было придумать репертуарчик – определенный вектор, как потом стали говорить – продумать концепцию. Важно, чтобы сам репертуар был разнообразным. Песни должны были быть разными, но при этом должно было быть понятно, что поест один человек. Пластинку мы решили делать сразу, и называлась она – «Странник мой». На ней было очень много всяких песен: и «Младший лейтенант», и «Верьте в любовь, девчонки», и «Фотография 9 на 12», и «Мой ласковый и нежный зверь», и «Странник мой», конечно. Все они – разные абсолютно. Есть и баллады, и веселые, и драматические, и с душой, и оптимистические. Очень разнообразный репертуар, сразу вырисовывается разноплановый человек – со своим характером и стержнем.
АГ: дуэт «Миражи» со строчкой «Ты нашел моложе, чем я» тут же подоспел – все бросились обсуждать, что ты вместо Аллегровой нашел Королеву… Да уж, манипуляция высшей пробы…
ИН: Специально мы не ставили какой-то четкой цели – чтобы кто-то верил или не верил в подобные истории. Просто захотелось дуэтной песни. Вроде неплохо вышло, народ про «Миражи» помнит до сих пор. В принципе большинство песен писалось по мотивам жизненных событий.
АГ: Многие подозревали об этом, но артистки загадочно закатывали глаза, и говорили, что песня — не какая-то подметная заметулька в желтой прессе, а, мол, высокое искусство – с вымыслом и правдой, жизнью и метафорой… За нос водили? Сейчас хотя бы можно раскрыть карты? Так в каких же песнях про что пелось?
ИН: Например, композиция «Привет, Андрей», скажем.
АГ: Был конкретный Андрей?!
ИН: Ну, да. Только я писал песню не под какого-то конкретного Андрея, а под имя – оно-то как раз в жизни Иры и присутствовало тогда. Все подробности – в самой песне.
АГ: Ирину Александровну столько лет величают «Императрицей эстрады»…
ИН: Самое удивительное, мы ничего не делали для этого специально! Записали и спели песню – вот и все!
АГ: А в этой песне тоже были пресловутые привязки к личной жизни? В строчках про «будуар Императрицы», например?
ИН: Строчка — «вечерний экипаж ее увозит на окраину Москвы» – реальная история. Она даже с реальной геолокацией. Причем сама «Императрица» на окраину Москвы уезжала вместе со мной — там был наш любимый ресторан – назывался «Мещера», в районе метро «Беляево». И жили мы в том же районе – в Новых Черемушках. Садились на наши «девятки»-«Лады» – чем не экипажи? И уезжали на окраину Москвы. Замечательный коллектив там был. И, по-моему, кого-то я из них взял к себе играть, как и Ира – к себе. Все было очень вкусно, очень весело. Мы даже закрывали ресторан и репетировали с музыкантами, играли… Дух свободы какой-то царил … Мы столько экспериментировали! Часто – понимали заранее, что некоторые песни, может быть, никуда не пойдут. Песню «Войди в меня» вообще делали без всяких надежд, например.
АГ: А ведь она-то и стала поп-эротическим блокбастером…
ИН: О, да … Ира издавала там такие, такие … в общем, звуки…
АГ: Скажем прямо, она постанывала, изображая ощущения женщины во время полового акта. Но, том же саундтреке к уже хрестоматийному фильму «Эммануэль» пруд пруди было таких вздохов. Стало модной музыкальной фишкой в те годы…
ИН: Даже сейчас, если вы будете прослушивать песню, можете застесняться. Но так классно все было сделано! И по саунду, и по мелодии она получилась какая-то совершенно иная! Да, уже тогда поманили, что композиция никуда не пойдет, но так интересно было ее сделать.
АГ? Прямо-таки и никуда? Вовсю звучала, как я помню. Вот как раз сейчас и может никуда не пойти – охранители духовных скреп и прочие оскорбленные понабегут, а тогда с огромным удовольствием все слушали! Дух свободы — светлая ему память…
ИН: Где-то она, конечно, проскакивала, но так много «народных» песен у нас было! Я в том смысле, что они сразу в народ шли – те же «Привет, Андрей» или «Младший лейтенант»…Сначала, конечно же, было видно, что народ будет их любить, что сама Ира в них купается. Она как бы сразу поняла, как их надо петь, как вести себя на сцене в этих песнях. И в этом контексте она изначально была на правах хозяйки положения.
АГ: В золотом сечении все сошлось: и автор, и исполнитель, и репертуар?
ИН: Об этом говорит результат. Не количество «Олимпийских» даже… Скорее – скорость взлета… Такой резкий переход от вареных курток с цепями «Электроклуба» к платьям Ирины-императрицы… Образ так быстро и точно нашли! Но специально никто не рассуждал, мол, давайте сделаем образ разбитной «бой-бабы». Это было чистое наитие. Прекрасно помню Ирину на «Песне года-85». Тогда у меня еще были песни «Паромщик» Аллы Пугачевой и Игорь Скляр с «Комарово». Ира Аллегрова также участвовала в этой же программе и пела «Голос ребенка» Оскара Фельцмана. Это была такая ода доброму и вечному с хорошо поставленным голосом. Совершено противоположная подача – красивая женщина, такой правильный, во всех смыслах положительный образ чуть ли не околопартийной нотой…
АГ: Как на вулкане, сидел, наверное, пописывая обеим примам – Пугачевой и Аллегровой? Ходили сплетни, что, якобы они не могли поделить твои песни и вырывали их друг у друга и вырывали чуть ли не со скандалами?
ИН: Просто появлялись композиции, которые были близки и той, и другой. При этом, они могли быть исполнены обеими. Ира часто рассказывает об «Озере надежды». Что она была написана для нее, а потом ее спела Алла Пугачева… Я уверен, что она просто блестяще бы ее спела. Но в реальности спела Алла Пугачева. Все мы знаем, как. Так, что именно это исполнение осталось в истории. Потом мы услышали, как эту песню перепевали еще много артистов – и Лепс, и другие. Такая история – женщины с судьбой, известной на всю страну, зрелой, за которой миллионы напряженно следят – такая тема могла быть у обеих. «Императрицы» это тоже касается.
АГ: Много было песен, которые «перетекали» вот так?
ИН: Я старался делать все-таки штучные вещи – под конкретного человека, адресно, по его лекалам…
АГ: Душу терзали за то, что ты вот такая «двустволка»?
ИН: Мне такое ни разу никто не сказал. Прямо в лицо, по крайне мере. Хотя, я что-то чувствовал, но мало ли – кто и что чувствует. Лично я могу со своими чувствами вполне отлично ужиться. Но конкретных претензий не было.
Ранее LIVE24 сообщало о том, какие слухи активно муссируются в кулуарах шоу-бизнеса по поводу самой Аллы Пугачевой. Сплетники уверяют, что из-за Владимира Преснякова Примадонна … сломала жизнь Лике Стар.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.