Skip to main content
10 мая, 2025
$ 80.86
92.14

Как в России идет процесс отказа от Болонской системы

© Андрей Никеричев / АГН Москва
Главное здание Московского государственного университета (МГУ) им. М.Ломоносова.

Дискуссия о возможности отказа России от Болонской системы образования не утихает с весны этого года. Однако дальше обсуждений дело не продвинулось. Зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев заявил, что «демонстративный отказ от нынешней системы высшего образования в России будет бессмысленным». При этом Минобрнауки намерено предоставить «макет» новой образовательной системы к концу текущего года.

В минувший вторник глава Минпросвещения Сергей Кравцов предложил изучить возможность перевода системы педагогического образования на специалитет. От планах по отказу от Болонской системы весной заявил министр образования Валерий Фальков. В беседе с газетой «Коммерсантъ» он отметил, что Россия создаст «уникальную» модель высшего образования.

Присоединение РФ к европейской системе образования произошло в 2003 году. Эта программа подразумевает, что каждая из 49 стран-участниц будет признавать дипломы друг друга, а также осуществлять обмен студентами и преподавателями для расширения границ образовательного процесса. Однако дипломы российских вузов за рубежом признавать так и не начали, несмотря на то, что страна входит в систему.

В связи с этим вопрос об отказе от такого формата обучения неоднократно поднимался в отечественных образовательных кругах. Когда Европа и Запад набросились на Россию с нескончаемыми санкциями дискуссия приобрела новые формы. Возможность ухода от Болонской системы в конце июня обсуждалась в Госдуме в ходе парламентских слушаний. Основным тезисом стал приоритет 5-летнего специалитета для ряда факультетов, от которого пришлось отказаться при вступлении в европейскую образовательную программу. После обсуждений Минобрнауки заявило, что осенью будет представлен комплекс мер по созданию нового формата высшего образования. Но конкретики по этому вопросу так и не появилось, пишет «Ъ».

О «бессмысленности» «демонстративного отказа» от текущей образовательной системы в РФ Медведев высказался в начале октября. Он напомнил, что нынешняя трехуровневая система учитывает различный опыт, сочетая в себе традиции советской высшей школы и требования современного мира.

«Поэтому любые изменения в системе высшей школы необходимо проводить с учетом того, что было сделано, и, конечно, элементарного здравого смысла — сохранять все ценное из уже накопленного опыта, не ударяясь при этом в крайности»,

объяснил Медведев.

Глава комитета ГД по науке и высшему образованию Сергей Кабышев в беседе с изданием отметил, что в ходе заседания совета обсуждались разные варианты реформирования образовательного процесса. В частности, предлагалось расширить программы специалитета по специальностям, которые являются новыми и востребованными.

«Но не будет автоматической замены бакалавриата на специалитет. Будет ориентация на практику, на работодателей, чтобы удовлетворить текущие и перспективные потребности»,

пояснил Кабышев.

Но даже он добавил, что говорить о конкретике пока рано, так как общая позиция по специальностям не достигнута. Более точные предложения будут подготовлены к концу 2022-го.

Председатель Совета ректоров Москвы и Московской области Николай Кудрявцев в беседе с газетой добавил, что Российский союз ректоров занят «более земными вопросами, например мобилизацией». Тема об отказе от Болонской системы пока не обсуждалась.