Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

Нужно ли России отказаться от европейской системы образования

14 апреля, 2022, 15:40
© Денис Гришкин / АГН Москва

В течение нескольких лет в России ведутся дискуссии о возвращении к прежней системе высшего образования – специалитету с обучением в течение 5 лет. Европейская Болонская система в России особой любви не получила. Она подразумевает обучение на бакалавриате, затем в магистратуре, а после этой ступени учащийся может пойти обучаться на аспиранта, доцента и доктора наук.

Сервис SuperJob опросил 1,6 тыс респондентов старше 18 лет, которые заявили, что хотели бы отказаться от такой схемы учебы в университете. Периодически некоторые представители российской власти выступают с просьбой вернуть высшее образование в России к пятилетнему специалитету. В частности, с такими предложениями к министру науки и высшего образования РФ обращались депутат Виталий Милонов, председатель Ассоциации юристов РФ Сергей Степашин и другие.

Он указал на то, что присоединение к европейской системе обучения своих надежд не оправдало – российские дипломы никогда не принимали в странах ЕС. Однако некоторые достижения Болонской системы, по его мнению, можно сохранить и усовершенствовать.

Согласно исследованию портала по поиску работы, 66% опрошенных считают необходимым вернуться к классической системе образования «специалитет-аспирантура». Против такого перехода высказался каждый 10-й респондент. При этом чаще остальных за старую образовательную систему выступают люди старше 45 лет, имеющие высшее образование. Среди текущих студентов вузов страны такой вариант поддержали 44% молодых людей, участвовавших в опросе. 29% молодежи сочли идею неоправданной.

«У нас осталось процентов 20 специальностей, где по-прежнему требуется пять лет обучения. Например, всё здравоохранение осталось на специалитете, кроме сестринского дела. По сути, обо всем можно договориться если нужно оставить программу в пять лет, можно это делать»,

рассказала «Известиям» главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования, ректор Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Александр Русаков в беседе с изданием добавил, что Болонская система в России была введена быстро, без серьезных дискуссий в обществе. Вслед за ней пришла и система ЕГЭ, «которую тоже никто не обсуждал», добавил Русаков.

«Бакалаврское образование пригодно для профессий, скажем так, с относительно низкой квалификацией. Введение этой системы точно навредило инженерам, скорее навредило педагогам, которым резко сократили специальные предметы, ее не допустили в медицинские профессии»,

уточнил первый зампред комитета по образованию и науке Госдумы, академик Российской академии образования Олег Смолин.

Кроме того, Болонская система сократила объемы студенческой практики. Сегодня выпускник вуза имеет низкий уровень практической подготовки, а без опыта работы получить хорошее место на предприятии или в компании сложно.

Тем не менее Министерство образования и науки РФ заявляло, что полного отказа от европейской системы образования пока не предвидится. Такой шаг может стать для России откатом назад, считает Ирина Абанкина. Она уверена, что страна в таком случае окажется за пределами процесса взаимного признания и подтверждения качества высшего образования. Период признания российских дипломов за рубежом – сложный и длительный процесс, который не должен был завершиться за несколько месяцев. Абанкина также отметила, что Россия сама в этом отношении сделала недостаточно.

Сейчас в стране обсуждается введение системы «2+2+2», о которой в январе этого года заявлял президент РФ Владимир Путин. Эта схема предполагает, что студент после первых двух лет обучения может скорректировать свою будущую профессию, а еще через два года в магистратуре может выбрать «окончательную траекторию развития».

В некоторые же профессии возвращать 5-летнюю систему обучения и вовсе не стоит. Например, для бизнес-менеджера «и трех лет обучения будет много», уверена собеседница.

К 2024 году в России планируют внедрить цифровое образование. Пандемия продемонстрировала, как должен осуществляться переход на онлайн-обучение. Эту практику российские ведомства планируют частично внедрять в существующую систему образования в вузах и колледжах.