Как будут торговать зарубежными товарами в России
Для налаживания логистики в новых реалиях требуются месяцы. Без какого импорта могут остаться российские потребители, нам помогли разобраться наши коллеги из РИА Новости.
Очередь в Европе
С каждым днем увеличивается стоимость транспортировки грузов по суше, морю и воздуху. Котировки нефти подскочили до 130 долларов за баррель, что отразилось на тарифах всех видах перевозки. Не считая железнодорожных.
Главная же сложность – не в этом. В доках ЕС накапливаются контейнеры, которые предназначены для России. Как сообщают грузчики самого большого европейского порта – Роттердамского – их там уже сотни.
Все грузы проходят долгую таможенную проверку – никакой санкционки в них быть не должно. Есть и такие портовые операторы из ЕС, которые отказываются вообще принимать суда с любыми грузами для РФ – MSC, Maersk, CMA CGM и Hapag-Lloyd. Их общая доля на рынке – больше половины.
В Черном море около ста судов стоят в украинских портах. Судовладельцы теперь платят страховщикам дополнительную премию — почти 5% от стоимости корабля. Прибрежные воды Румынии и Грузии – в зоне повышенного риска. Порт Новороссийск, попавший при этом под санкции ЕС, говорит о том, что выполняет все обязательства. Но там экспорт зерна в основном – контейнеров-то мало.
Продукция пищевой и химической промышленности, автокомплектующие, бытовая техника, спортивные товары и корма для животных попадают в Россию непосредственно в контейнерах. Ретейлеры и общепит уже говорят о росте закупочных цен и перебоях в поставках.
Кризис морских перевозок на товарах массового потребления скажется меньше — их доставляют преимущественно по воздуху и земле. До санкций достаточно быстро росла онлайн-торговля. Так, каждая 5-я покупка осуществлялась на зарубежных маркетплейсах. Крупные площадки вроде Amazon теперь для России закрыты. Но существуют и другие интернет-магазины.
В 2021-м оборот предприятия «Aliexpress Россия» повысился на 46% и достиг 306 миллиардов рублей. Поставки из КНР были не стопроцентные: доля местных производителей увеличилась до трети. Онлайн-заказы AliExpress по-прежнему можно оплачивать с помощью карт Visa и Mastercard.
Время Владивостока
Но не все азиатские транспортные компании жаждут работать с РФ в условиях санкций. Сингапурская ONE, тайваньская Yang Ming прекратили отгрузки.
Индийский порт Ченнай товары для отправки во Владивосток больше не принимает. Вот и приходится пользоваться коридором «Север — Юг» через Иран и Каспий, проходящий частично по морю, а частично – по суше. Но там недостаточно инфраструктуры.
К недостатку не только товаров, но и самих контейнеров неизбежно приведет уход крупных игроков рынка. В России есть только два контейнерных перевозчика — это Fesco и «Трансконтейнер».
По данным экспертов отрасли, общий объем контейнерных перевозок из Западной Европы и стран Атлантики в порт Санкт-Петербурга уменьшился на 70%:
– Это просто огромное падение, – рассказал гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло. – Порт Владивостока способен взять на себя от силы 1/5 снизившегося грузопотока. А значит большая часть логистических операторов сфокусируются «на железнодорожном формате».
С портом Владивостока стали сотрудничать несколько средних по масштабу китайских компаний. Специалисты выражают надежду, что перевозчики из Китая или Южной Кореи будут принимать грузы для РФ и в европейских портах
– Там скапливаются на самом деле даже не сотни, а тысячи, десятки тысяч контейнеров, – объяснил Властопуло, – Но если в первой половине марта мы регулярно слышали категоричную безальтернативную риторику, в настоящее время она смягчилась. Товары в санкционный перечень не попали. Их стали понемногу отправлять в Питер. Туда заходят фидерные суда – это небольшие контейнеровозы. Все это – понятно. В противном случае Европе просто грозит транспортный коллапс.
Воздуха – меньше
Авиатранспорт – это дорого. Морем то же самое можно доставить за 195 долларов (воздух влетит в тысячу). Да и грузоподъемность несопоставимая.
Самолетами как правило перевозят фармацевтические и медицинские средства, скоропортящиеся продукты и цветы, детали, технику, запчасти (от самолетов и кораблей – тоже), произведения искусства, драгоценности, оружие, да и просто частные посылки.
Санкции ударили по данной отрасли. Самая крупная грузовая авиагруппа «Волга-Днепр». В нее входят одноименный чартерный перевозчик и компания «Атран», а также – AirBridgeCargoю. Они прекратили полеты. Немецкая CargoLogic Germany и британская CargoLogicAir, бенефициар которой – основатель «Волги-Днепр» Алексей Исайкин, теперь тоже «на земле».
«Волга-Днепр» обеспечивала 49% грузовых авиаперевозок в РФ. В распоряжении компании Ил-76 и 12 Ан-124 «Руслан». У «Атрана» – 9 Boeing 737, у AirBridgeCargo — 17 Boeing 747, а также – один Boeing 777. Один из «Русланов» сейчас застрял в Канаде. При этом большая часть «Боингов» – лизинговые. Это означает то, что они не могут лететь за границу – тут же конфискуют.
Грузовые перевозки осуществляют и пассажирские авиакомпании. В багажных отсеках за прошлый год «Аэрофлот» доставил 187 тысяч тонн товаров, а «Сибирь» — 77,2.
Существует проблема – больше 70% российских грузовых авиаперевозок берут курс на дальнее зарубежье. Внутреннему рынку так много просто не нужно. Получается, что теперь занять самолеты просто нечем.
Пересадочный маршрут
Летать в Россию все же продолжают некоторые иностранные компании – Turkish Airlines, Emirates и Etihad из ОАЭ. Доставлять товары им ничего не мешает. Речь о товарах, которые под санкциями не находятся.
По поводу «санкционки» – ее могут довозить на перекладных, через перевалочные пункты. Продукция из США и Великобритании отправляется в Москву через Прибалтику и Польшу, а из Австралии и Сингапура — через Дубай.
Управляющий директор транспортно-экспедиционной компании «Нетвор Логистик» Владислав Бекоев добавил, что в настоящее время только часть иностранных компаний предоставляет для России транспортные услуги.
– Речь идет о перевозчиках из Катара, ОАЭ, Китая и Турции, – пояснил эксперт. – Этого, конечно же, недостаточно. Все пока думают в ожидании, что именно надо продавать и по какому курсу. Китайцы с другой стороны обещают в два раза повысить поставки автомобилей, как и запчастей к ним. Скоропортящиеся продукты попадают на Дальний Восток как и раньше по воздуху.
Еще до украинских событий аналитики прогнозировали снижение грузооборота авиатранспортом из-за сокращения платежеспособного спроса и уменьшения темпов мировой торговли из-за пандемии.
В данной ситуации снова может заработать КНР. Так как многим авиакомпаниям летать над Россией запрещено, европейские перевозчики должны будут удлинять маршруты непосредственно в Восточную Азию. Это их ставит в невыгодное положение в сравнении с китайскими конкурентами – воздушное пространство для них открыто.
Заземление
Сложности возникли и сухопутными перевозками. На 36 километров растянулась очередь из полутора тысяч фур на границе Польши с Белоруссией. По три дня ожидают таможенного оформления. Водители находятся в удрученном состоянии, к тому же у многих даже закончились запасы воды и еды.
– Есть проблемы и на границе Белоруссии со странами Балтии, – пояснил эксперт по коммуникациям транспортно-логистической компании TELS Александр Жикин. – Досмотр грузов, которые следует из Европы, стал еще жестче. В обратном направлении – проще. Пропускная способность из Литвы — почти 57% от нормы, Латвии — 58%, Польши — 44%. Тут даже санкции не виноваты. Такая картина наблюдается давно, так что внятного объяснения этому просто нет.
Грузы из стран ЕАЭС и в целом СНГ пока еще поступают. Но европейские экспедиторы перевозки через Россию и Белоруссию просто бойкотируют. Именно это на 40% снизило общее количество поездов, направляющихся по железной дороге «Шанхайский экспресс» из Китая в Германию.
Санкции пресекли возможность эксплуатации российской транспортной инфраструктуры – той же РДЖ – западным компаниям, делающими в Китае те же комплектующие.
Логистические операторы КНР наоборот, стимулируют перевозки по железным дорогам РФ и даже уменьшают тарифы. Грузопоток из Шанхая в Россию увеличился на 20%.
Но у железных дорог сильно ограничена пропускная способность. Поэтому без серьезной реструктуризации и дополнительного госфинансирования адекватного эффекта «бутылочного горла» не избежать.
Из масштабных транспортных компаний о глобальном уходе из России заявили пока что лишь Maersk. Все остальные только приостановили деятельность. Подобное свидетельствует о том, что мировой рынок надеется на нормализацию в перспективе.
Ранее LIVE24 сообщало о том, как именно санкции повлияют на автопарк МВД из иномарок.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.