Skip to main content
26 апреля, 2024
$ 92.13
98.71

От ЖЖ до Instagram и TikTok: наш мозг деградирует?

06 октября, 2020, 11:19
Почему «многа букофф» – скорее хорошо, чем плохо.
Хорошо было первобытным людям – у них не было Instagram. Житель современного мегаполиса теперь обязан пролистать ленту, оценить внешний вид друзей и сделать ответный фотожест, гордо обзывая при этом соцсети отхожими местами духа.

О том, что когда-то бескрайнюю интернет-вселенную озаряли закатные зори занятных лонгридов, не помнит уже никто кроме самих авторов этих лонгридов.

Авторы многочисленных социсследований в качестве одного из самых ранних символов «полезности Интернета» приводили такие историзмы как «LiveInternet» и «ЖЖ», где водились длинные тексты и такие же длинные комментарии на них.

Неизвестно, что было бы дальше, если бы разящая лаконичность немногословного Twitterа с его 140 символами. Апофеозом триумфального шествия сетевого примитивизма стал Instagram с его фото и хештегами.

Через 10 лет пользователи все же решили нарушить молчание и стали робко переписывать цитаты философов под видом собственных умозаключений, но и тут оказалось, что сила общечеловеческого стремления к упрощению любых знаковых систем помощнее гравитации – появился TikTok.

– В том, чтобы получить информацию хочется как можно быстрее, – рассказала во время интервью для радио Sputnik профессор Школы филологических наук факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики Мира Бергельсон. – Все эти сантименты никому не нужны, люди хотят информации четко и по делу. Дополнительную воду на мельницу полили комиксы. Да, с одной стороны мы стали все больше получать информации из визуальных каналов – меньше чтения, больше визуала. Но все не так плохо, как может показаться на первый взгляд – также легко мы можем теперь выражать собственную реакцию на информацию.

По словам специалиста, в настоящее читатели ищут лаконичные тексты-подборки с жесткой визуальной структурой – где каждый новый тезис обозначается эмодзи.

– Это чем-то схоже с полуфабрикатами, – Мира Бергельсон. – Давайте дружно подумаем, что проще – почистить картошку и морковь самому, а потом еще и смешивать это или же взять пакетик с готовой смесью? Здесь – также. За вас уже все решили. Причем назвали такие решения лучшими. А кто решил? А почему? Но нас это уже не интересует. Все, что нам нужно – получить возможность получить отсортированные данные.

С одной стороны, подобная «короткая» информация «без воды» обладает рядом плюсов. Но тут же встает вопрос, а как глубоко такой концентрат способен интегрироваться в мозг?

– Если сообщение сильно сжато, то в глубину особо не уйдешь, – рассказала Мира Бергельсон. – Для каких-то задач это хорошо, для каких-то – не очень.

По словам специалиста, регулярно читая только что-то короткое, мы напрочь теряем способность воспринимать большие объемы данных.

При этом, особой роли не играет даже тот факт, что информация может быть совершенно разножанровой – от научно-популярных статей до юридических или художественных.

– Быстро читать – это очень хорошо, но только в том случае, когда есть какой-то багаж знаний, – рассказала Бергельсон.- Надо, чтобы было с чем связывать новые данные. Навык быстро находить нужную информацию может помочь при рабочей необходимости.

Ранее LIVE24 сообщало о том, каким именно будет TikTok через 5 лет. Пока что TikTok со своими короткими музыкальными роликами — исключительно развлекательный ресурс. Однако все может в корне измениться через несколько лет. По крайней мере, в этом уверен продюсер Николай Казанцев. «Контент TikTok потребляет очень молодой человек. Он за свою жизнь ни опыта, ни денег, ни профессии нажить не успел. Он неплатежеспособен. Именно так изначально позиционировал себя Instagram. Это была социальная сеть, которая предназначена для того, чтобы постить фоточки завтраков», — рассказал Казанцев.


";