Skip to main content
27 апреля, 2024
$ 92.01
98.72

ФСБ хотят наделить правом отменять международные авиарейсы

19 июля, 2019, 11:19
Такое право спецслужбы получат в случае угрозы безопасности.
С данной достаточно резонансной инициативой выступил Минтранс, сообщает «Коммерсант».

Ведомство выступило с интересным предложением дать спецслужбам право требовать от Росавиации отменить любой международный рейс «в случае угрозы безопасности» государства. Соответствующие нормы изложены в проекте постановления правительства, который сейчас проходит публичные обсуждения. Однако, документ не конкретизирует критерии «угрозы безопасности», что дает спецслужбам весьма широкие возможности для трактовки. Проект может начать официально действовать в 2020 году.

Кроме того, министерство предлагает поменять правила допуска отечественных авиакомпаний к международным полетам. Так, они должны будут не позднее чем за полчаса до вылета направлять в Росавиацию определенные сведения. Спецслужбам интересно количество и национальность членов экипажа и пассажиров, наименование груза, график полета с указанием пунктов посадок, пунктов и расчетного времени входа-выхода из воздушного пространства России и других стран.

За повторный отказ прислать информацию Росавиация должна будет отстранить авиаперевозчика на месяц от международных полетов. За три подобных нарушения и более предусмотрен отзыв разрешения на год. Данная инициатива достаточно противоречивая, возможно, поэтому Росавиация и Минтранс пока не стали изданию давать комментарии по указанному проекту. Источники «Ъ» говорят, что новые правила создаются с подачи ФСБ, которая добивалась ужесточения правил последние три года.

По словам одного из источников в авиакомпании, на данный момент в штате Росавиации не предусмотрены специалисты для изучения запрашиваемой информации и «регулятор будет транзитом пересылать ее спецслужбам». Он добавил, что сегодня в РФ работают сразу несколько чартерных авиаперевозчиков, которые курсируют только за границу. Если прекратить их работу на месяц, то на это для них будет означать конец бизнеса.

Между тем, пресс-служба авиакомпании Smartavia сообщила, что в настоящее время авиакомпании уже отсылают в определенном виде всю необходимую информацию в «соответствующие органы» перед началом выполнения полетов или по факту их выполнения.

Юристы утверждают, что формулировка «угроза безопасности РФ» допускает весьма широкую трактовку. На практике это огромный список оснований для запрета на международные рейсы. Тут встает еще один крайне важный вопрос. Кто заплатит и покроет убытки, если рейс будет сорван. Проект постановления не меняет порядок компенсации стоимости билетов пассажирам отмененных рейсов.

Если рейс отменили на основании допущенных эксплуатантом нарушений, то ответственность ложится на него. Если рассматривать примеры ограничений с Египтом, Турцией и Грузией, когда в отмене перелетов не виноваты авиакомпании, то тут будет изучаться отдельно каждый конкретный случай, считают эксперты.

В частности, при запрете авиасообщения в Египет и Турцию авиаперевозчики не получили специальных компенсаций от властей РФ (в отличие от туроператоров в первом случае), а для Грузии в данный момент подобная возможность обсуждается.


";