28 апреля, 2024

Земля может стать «жертвой» метеорита

РИА Новости: ученые повысили вероятность катастрофических событий на Земле
29 марта, 2023, 9:17

В научно-фантастических фильмах конец света часто наступает из-за природной катастрофы или в результате падения небесного тела на Землю. Однако ученые утверждают, что последний сценарий возможен и в реальной жизни.

В ближайшее время опасаться метеорита, конечно, не стоит. Но в будущем Земля может «переродиться» в результате такой катастрофы. Еще в 2015 году специалисты Фонда глобальных проблем в Швеции совместно с Институтом будущего человечества Оксфордского университета перечислили 12 главных планетарных рисков на ближайшие 100 лет. На 9-м месте расположился сценарий столкновения Земли с крупным небесным телом.

Для оценки вероятности падения больших метеоритов на нашу планету исследователи изучают крупные ударные кратеры. Однако Джеймс Гарвин из Центра космических полетов им. Годдарда в NASA выяснил, что предыдущие расчеты производились неправильно, сообщает РИА Новости.

Он заявил, что четыре известных ударных кратера в разных частях планеты в действительности намного больше, а значит, объекты, оставившие эти следы, тоже были крупнее. В таком случае риск катастрофы в современности выше.

Вместе с коллегами Гарвин изучили каталог спутниковых снимков компании Planet. На их основе ученые создали 3D-карту кратеров, удалив с нее все, что не связано с ударными событиями и применили специальный алгоритм, разработанный самим Гарвином для поиска кольцевых структур на Марсе.

Небольшие кратеры никаких аномалий не показали, а вот вокруг четырех крупных, чей возраст оценивается в 1 млн лет, выявили по еще одному кольцу в два раза больше предыдущего. Эти кратеры находятся в Казахстане (Жаманшин), Никарагуа (Пантасма), Гане (Босумтви) и в Мексике (Иттуральде). Кратер Жаманшин имеет диаметр в 13 километров, но Гарвину удалось обнаружить у него внешний обод диаметром еще 30 км.

Произошедшие там взрывы оцениваются в 300 – 700 мегатонн, что во много больше последствий взрыва мощнейшего в мире ядерного боеприпаса – советской «Царь-бомбы» АН602 с ее 50-60 мегатонн.

“Достаточно для того, чтобы выбросить часть атмосферы Земли в космос. Хотя эти удары не были такими разрушительными, как воздействие метеорита, убившего динозавров, они могли повлиять на глобальный климат и вызвать локальные вымирания”,

пишет журнал Science.

Научное сообщество попыталось проанализировать результаты исследования Гарвина. Планетолог из американского Университета Пердью Брэндон Джонсон предположил, что даже при реальном существовании внешних колец кратеров можно выдвинуть гипотезу о том, что они могли быть образованы выбросами уже после ударов. Но Гарвин уверен, что гряда обломков не смогла бы сохраниться за миллион лет, а изменчивость кратеров можно изменить сильной эрозией.

Тем не менее Гарвин признает, что он и его команда пока ничего не доказала, и для подтверждения полученных результатов нужны новые исследования. Другие ученые отмечают, что ставки слишком высоки, поэтому игнорировать эту гипотезу действительно не стоит.