28 апреля, 2024

Языковые трудности могут быть у аутистов при низком объеме серого вещества мозга

12 апреля, 2023, 17:20

Научные исследования, проведенные учеными из России и США, показали, что у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) степень нарушения языковых функций связана с меньшим объемом серого вещества и более извилистой корой височных и лобных долей головного мозга.

© Pexels

Эти области играют важную роль в языковой деятельности. Изучение структурных характеристик, которые вызывают поведенческие дефициты, может помочь в будущем при разработке программ реабилитации и коррекции. Результаты исследования были опубликованы в Scientific Reports.

Расстройства аутистического спектра проявляются нарушением социального взаимодействия, дефицитом коммуникативных навыков и стереотипным поведением. Эти симптомы связаны с генетическими особенностями развития нервной системы.

Дети с аутизмом часто испытывают языковые трудности — от минимальных речевых нарушений до полной неспособности говорить, что мешает им взаимодействовать с окружающими. Однако нейробиологическая природа этих нарушений до конца не изучена, а имеющиеся данные часто противоречивы.

Ученые из НИУ ВШЭ, МГППУ и Детского научно-исследовательского института Сиэтла решили исследовать связь между структурными характеристиками мозга детей с РАС и их языковыми нарушениями. В эксперименте участвовали 36 детей в возрасте от восьми до 14 лет: 18 детей с РАС и 18 типично развивающихся детей, по 13 мальчиков в каждой группе. С помощью структурной магнитно-резонансной томографии (МРТ) были просканированы мозги участников, а также оценивались их языковые навыки с помощью поведенческого тестирования.

Структурная МРТ позволяет оценить анатомические особенности головного мозга человека, включая объем белого и серого вещества, спинномозговую жидкость, глубину извилин и толщину серого вещества различных мозговых областей. Серое вещество состоит из тел нервных клеток, а белое вещество — из аксонов, которые связывают эти клетки, покрытых миелиновой оболочкой.

Сравнив результаты структурной МРТ у детей с РАС и типично развивающихся детей, ученые выявили, что объем белого вещества в разных регионах мозга у них не отличался. Однако объем серого вещества был значительно ниже у детей с аутизмом, а извилистость их коры оказалась повышена. Языковые навыки зависели от толщины серого вещества и извилистости регионов коры головного мозга, критично вовлеченных в речевую деятельность. К таким областям относятся участки височных и лобных долей коры головного мозга.

Исходя из того, что именно механизм роста тел нейронов, а не связей между ними, нарушен у детей с РАС, можно предположить, что именно серое вещество отличает их мозг от мозга типично развивающихся детей.

У детей с аутизмом, у которых наблюдалось снижение объема серого вещества в областях мозга, ответственных за речь, были выражены более серьезные нарушения языковых функций. Ученые также обнаружили, что чем более извилистые эти зоны, тем более серьезными оказались речевые нарушения.

Результаты исследования противоречат теории о том, что атипичное развитие мозга у детей с аутизмом нормализуется к 7-10 годам. Для более точного понимания возможностей восстановления нервной системы необходимо проводить исследования не только у детей младшего возраста, но и у школьников и взрослых, так как особенности их развития нервной системы неоднородны.

Результаты исследования помогут в будущем разработать более эффективные реабилитационные и коррекционные программы.

Ранее LIVE24 сообщало, что в Польше прокомментировали утечку данных из Пентагона и весеннее контрнаступление ВСУ.