12 сентября, 2021, 12:46
Обновлено 12:46

Японские исследователи выяснили, почему курильщики реже болеют коронавирусом

В табачном дыме содержится вещество, способное сдерживать патоген.

Юлия Сергеева
Японские исследователи выяснили, почему курильщики реже болеют коронавирусом
Фото: © pixabay.com

Еще в начале распространения коронавируса многие врачи отмечали, что люди, в чей список вредных привычек входит курение, реже сталкиваются с губительными последствиями инфекции. Это удивительно, поскольку «ковид» в первую очередь оказывает влияние на дыхательную систему.

Группа ученых из Исследовательского института радиационной биологии и медицины Хиросимского университета в Японии выяснила, почему курение будто «защищает» от негативных воздействий коронавируса. Результаты их исследования опубликованы в журнале MedicalXpress.

Специалисты обнаружили два препарата, имитирующие действие химических веществ в сигаретном дыме, которые связываются с рецептором в клетках млекопитающих. Этот процесс ингибирует производство белков АСЕ2, снижая способность патогена проникать в клетку.

Один из авторов исследования Кейджи Танимото подчеркнул, что обнаруженный механизм заслуживает дальнейшего изучения, так как может послужить потенциальным инструментом для борьбы с инфекциями SARS-CoV-2.

В сигаретном дыме содержатся полициклические ароматические углеводы (ПАУ), которые могут связываться с арилуглеводородными рецепторами (AHR), активируя их. AHR – это тип рецептора внутри клеток млекопитающих. С его помощью можно увеличивать или уменьшать экспрессию определенных генов в организме.

Помня о взаимосвязи между ПАУ и AHR, специалисты хотели изучить влияние препаратов-активаторов AHR на экспрессию генов, отвечающих за выработку белка АСЕ2 – с его помощью коронавирус попадает в организм. Самую высокую экспрессию этого компонента имели клетки, происходящие из полости рта, печени и легких.

Ученые подвергали эти клетки воздействию различных доз экстракта сигаретного дыма CSE в течение суток. Оказалось, что чем выше была активность производного от CSE гена, тем меньше рецепторов АСЕ2 приходили в активность, что не позволяло патогенным частицам проникать в клетки, заражая их.

Японские исследователи нашли два препарата, формилиндоло (3,2 ‑ b) карбазол (FICZ) и омепразол (OMP), которые активируют AHR и подавляют экспрессию АСЕ2 в клетках. Ученые надеются вывести формулу лекарства, который позволит пользоваться принципом «сигаретного дыма» без него самого.

Все это вовсе не значит, что сигареты способны защитить человека от негативных последствий коронавируса, так как в табачных изделиях содержатся различные химические примеси. Так, например, электронные сигареты, набирающие популярность на табачном рынке, могут привести к тромбозу. Именно это состояние является критическим при «ковиде», так как инфекция блокирует нормальный кровоток, образуя сгустки крови в сосудах.