2 мая, 2024

Вы не заразитесь: трансмиссивный рак у мидий не передается человеку

В России обнаружили мидий с заразным типом рака
28 октября, 2023, 10:55

В 2015 году ученые выяснили, что мидии способны болеть раком. У них обнаружили трансмиссивный рак двустворчатых моллюсков, и теперь исследователи пытаются установить ареал распространения этого заболевания.

А совсем недавно биологи из Университета Сантьяго-де-Компостелы и Кембриджского университета выяснили, что аналогичный тип рака есть у других съедобных моллюсков на побережье от Ирландии до южной части Португалии.

Российские ученые из СПбГУ вместе с коллегами из Национального научного центра морской биологии им. Жирмунского ДВО РАН обеспокоились этим и начали изучать моллюсков в морях России.

В первую очередь специалисты исследовали Японское и Охотское моря. Именно там несколько лет назад ученые из Владивостока обнаружили мидий, больных раком, но тогда было неясно, является ли он заразным, объясняет научный сотрудник кафедры прикладной экологии СПбГУ Мария Сказина.

В беседе с «АиФ» она отметила, что в Японском море, Кольском заливе и Баренцевом море обнаружили мидий, зараженных трансмиссивным раком. Позднее оказалось, что в бассейне Баренцева моря и водах Дальнего Востока обитают одинаковые линии раковых клеток.

По мнению российских исследователей, животные добрались с дальневосточных морей до Баренцева по Северному морскому пути на днищах кораблей.

Само понятие «заразный» (трансмиссивный) рак вызывает удивление, ведь известно, что онкология – это не инфекция, которой можно заразиться воздушно-капельным путем. Однако некоторые злокачественные новообразования могут передавать зараженные клетки другим живым организмам.

До 2015 года считалось, что такой тип рака могут передавать только собаки. Это открытие ученые сделали еще в середине 19 века. Однако спустя полтора столетия его обнаружили и у моллюсков. На сегодняшний день науке известно 11 генетически независимых линий «заразного» рака у этих морских обитателей.

Однако ученые утверждают, что среди людей трансмиссивного рака не бывает, и заразиться им от моллюсков человек не может. Науке известно лишь несколько зафиксированных случаев передачи рака от матери к ребенку, а также при пересадке органов и тканей. Однако они не закономерность, а лишь стечение множества обстоятельств.

Но нельзя бросать распространение рака среди морских животных на самотек. В противном случае может начаться массовое вымирание важных элементов природного баланса.

Среди людей онкология во многих случаях является следствием генетической предрасположенности. Хирург-онколог Антон Елкин объяснил, какие типы рака передаются по наследству.

Ранее врач-онколог Иван Карасев перечислил “смертельно опасные” вещи в доме, которые могут спровоцировать развитие онкологии.