29 апреля, 2024

Употреблением каннабиса меняет гены человека

Ученые обнаружили связь между употреблением каннабиса и эпигенетическими изменениями
21 июля, 2023, 10:09

Автор Ребекка Дайер со ссылкой на исследование, опубликованное в издании  Molecular Psychiatry сообщила о том, что потребление каннабиса может вызвать изменения в эпигеноме человеческого организма.

Ученые сделали такой вывод после масштабного научного эксперимента, в котором поучаствовало более 1000 взрослых.

– Мы наблюдали связь между кумулятивным употреблением марихуаны и множественными эпигенетическими маркерами с течением времени, – рассказал врач-профилактик и эпидемиолог из Медицинской школы Фейнберга Северо-Западного университета Лифанг Хоу.

Как сообщили ученые, каннабис является широко используемым веществом в Соединенных Штатах, причем 49% людей пробуют его хотя бы один раз.

– Некоторые штаты США и руководство других стран его узаконили, но мы все еще не до конца понимаем, как именно это вещество влияет на наше здоровье.

Исследователи изучили около 1000 взрослых. Все они участвовали в долгосрочном предыдущем исследовании.

Их спрашивали об употреблении каннабиса в течение 20-летнего периода. Участники исследования за это время дважды сдавали образцы крови в возрасте 15 и 20 лет. На исходном этапе им было от 18 до 30 лет.

Используя эти образцы крови с разницей в пять лет, Хоу с коллегами изучили эпигенетические изменения – уровни метилирования ДНК у людей, которые употребляли каннабис.

В расчет принимались как респонденты, употребившие каннабис недавно, так и те, кто знаком с ним на протяжении долгого времени.

Добавление или удаление метильных групп из ДНК является одной из наиболее изученных эпигенетических модификаций. Без изменения последовательности генома это изменяет активность генов, потому что клеткам сложнее читать руководство по эксплуатации генома с учетом этих молекулярных изменений.

Факторы окружающей среды и образа жизни могут вызвать эти изменения в метилировании, которые могут быть переданы будущим поколениям, а биомаркеры крови могут предоставлять информацию как о недавнем, так и об историческом воздействии.

– Ранее мы выявили связи между употреблением марихуаны и процессом старения, зафиксированные посредством метилирования ДНК, – пояснил Хоу. – Дополнительно мы хотели изучить, были ли конкретные эпигенетические факторы связаны с марихуаной и связаны ли эти факторы с последствиями для здоровья.

Исчерпывающие данные об употреблении каннабиса участниками позволили им оценить совокупное употребление с течением времени, а также недавнее употребление и сравнить его с маркерами метилирования ДНК в их крови для анализа.

Они выявили многочисленные маркеры метилирования ДНК в образцах крови за 15 лет, 22 из которых были связаны с недавним употреблением, а 31 – с кумулятивным употреблением каннабиса.

В образцах, взятых за 20-летний период, ученые выявили 132 маркера, которые были связаны с недавним употреблением, и 16, связанных с кумулятивным употреблением.

– Интересно, что мы последовательно идентифицировали один маркер, который ранее был связан с употреблением табака, – рассказал Хоу, – предполагая потенциальную общую эпигенетическую регуляцию между употреблением табака и марихуаны.

Многочисленные эпигенетические изменения, связанные с употреблением каннабиса, ранее были связаны с такими вещами, как клеточная пролиферация, гормональная сигнализация, инфекции, неврологические расстройства, такие как шизофрения и биполярное расстройство, и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Проведенное исследование не доказывает, что каннабис напрямую вызывает эти изменения или провоцирует возникновение проблем со здоровьем.

– Исследование дало новое понимание связи между употреблением марихуаны и эпигенетическими факторами, – заключил эпидемиолог Дрю Наннини из Северо-Западного университета. – Чтобы определить, насколько последовательно наблюдаются эти ассоциации в разных популяциях, нужны дополнительные исследования. Более того, исследования, которые изучали влияние марихуаны на возрастные показатели здоровья, могут дать дальнейшее представление о долгосрочном воздействии марихуаны на здоровье.