26 июля, 2021, 9:07
Обновлено 9:07

Учёные рассказали, почему вторую дозу вакцины против COVID-19 нельзя пропускать

Именно при получении двух компонентов у человека активизируется врождённый иммунитет.

Ольга Воронцова
Учёные рассказали, почему вторую дозу вакцины против COVID-19 нельзя пропускать
Фото: © Pexels.com

Один из вопросов, возникающих в связи с применением вакцин против коронавируса, заключается в том, зачем нужен второй укол. Ответ на этот вопрос помогло дать исследование, проведённое в Стэнфордском университете (Stanford University). По словам профессора патологии, микробиологии и иммунологии Бали Пулендрана, причина в специфическом воздействии РНК-вакцин.

В организме каждого человека есть врождённая иммунная система, которая представляет собой набор клеток. Как пишет журнал Nature со ссылкой на Пулендрана, они плохо различают конкретные патогены, но при этом выделяют сигнальные белки. Именно эти клетки выполняют защитную функцию и борются с патогенами на протяжении первой недели после заражения, пока не включится адаптивная система.

Профессор отмечает, что векторные вакцины Pfizer и «Спутник V» в отличие от классических концентрируются не на конкретном микробе. В них содержатся генетические рецепторы, необходимые для производства белка-спайки, который используется вирусом SARS-CoV-2 для связи с клетками организма.

Пулендран решил собрать полные данные об иммунной реакции на препарат Pfizer. Для этого у 56 здоровых человек взяли анализ крови перед прививкой, а затем после первого и второго компонента вакцины. При этом подсчитывалось количество антител и сигнальных белков иммунной системы, а также оценивалась экспрессия каждого гена в геноме 242 479 отдельных типов.

«Антитела легко подсчитать, но иммунная система гораздо сложнее. Одни только антитела и близко не подходят к полному отражению его сложности и потенциального диапазона защиты»,

отметил Пулендран.

По словам профессора, есть два типа нейтрализующих антител. В-клетки связывают вирусные частицы и блокируют их. Т-клетки отыскивают патоген в тканях организма и уничтожают его. Исследование показало, что именно после введения второго компонента появляется мощный Т-клеточный ответ.

Также вторая доза прививки усиливает врождённый иммунный ответ. Речь идёт о недавно открытых клетках – моноцитах. Именно они первыми обнаруживают инфекцию и стимулируют выработку противовирусных частиц. В норме в крови циркулирует не более 0,01% моноцитов, но после второго компонента вакцины их число увеличивается в 100 раз до 1% всего через день после укола.

Большие опасения у людей вызывает возможное влияние вакцин на репродуктивную систему. Специалисты рассказали, существует ли такая взаимосвязь и сколько времени понадобится, чтобы сделать конкретные выводы.