19 апреля, 2024

Ученые выяснили, как коронавирус SARS-CoV-2 поражает мозг

21 апреля, 2021, 15:09
Они провели исследование на лабораторных мышах.
© pixabay.com

По словам авторов работы, люди во время болезни и после выздоровления зачастую жалуются на «мозговой туман», проявляющийся в снижении реакции, рассеянности, апатии, а также повышенной утомляемости и сонливости. У многих пациентов появляются когнитивные нарушения, проблемы с памятью, бессонница и развивается тревожность.

У граждан старшего возраста коронавирус обостряет болезни Паркинсона и Альцгеймера. Однако то, каким образом он действует на мозг, до сих пор до конца непонятно. Специалисты использовали для изучения этого влияния мышей с человеческим рецептором hACE2. Они заражали грызунов через нос малыми или высокими дозами SARS-CoV-2, а после следили за тем, как он действует на мозг.

Через неделю вирус попал в мозг посредством обонятельной луковицы. При высоких дозах авторы исследования замечали, что коронавирус более широко распространяется в головном и спинном мозге, что в итоге приводит к потере вкуса и обоняния, а также головным болям при легкой форме COVID-19.

Ряд областей коры мозга в его передней части отвечают за память и внимание. В связи с этим во время заражения их работа нарушается. Коронавирус распространяется в нескольких типах клеток. Сначала он заражает нейроны, что не приводит к их гибели, но вызывает процесс апоптоза иммунных клеток и клеток микроглии. При этом ни одна из них не была инфицирована вирусом напрямую.

Нейроны не погибают, но могут способствовать тому, что соседние неинфицированные клетки умирают, резюмировали ученые.

Ранее группа ученых обнаружила новый вариант коронавируса – BV-1, неуязвимый к некоторым нейтрализующим антителам, которые могут сдерживать другие варианты вируса. По словам специалистов, новый штамм сочетает в себе генетические маркеры, которые связаны с быстрым распространением, более тяжелой заболеваемостью и высокой устойчивостью к иммунной системе человека.